В дыхательном процессе принимают участие и другие мышцы. Наружные межреберные мышцы располагаются между ребрами. Во время вдоха они расширяют ребра и подают грудину вперед. Строение ребер позволяет им при расширении грудной клетки двигаться в стороны, вперед и назад. Лестничная и грудино-ключично-сосцевидная мышцы, находящиеся в шейной области, а также большая грудная мышца поднимают грудную клетку. У них есть и другие функции, но попутно они управляют также движениями ребер при вдохе.
— Лестничные мышцы начинаются у шейных позвонков и крепятся к двум первым ребрам.
— Грудино-ключично-сосцевидная мышца начинается от грудины и ключицы и крепится к височной кости (в области челюсти).
— Большая грудная мышца начинается от ключицы, грудины, реберных хрящей (с 1-го по 6-й), наружной косой мышцы живота и крепится к плечевой кости.
Поскольку все эти мышцы участвуют в процессе дыхания, представляется очевидным, что их чрезмерная активизация может создать напряжение в верхней части тела. Поэтому, поднимая руки над головой во время танца, расширяйте грудную клетку в стороны, а не поднимайте ее. Боковое дыхание позволит обеспечить подвижность грудного отдела позвоночника и свободу движений в плечевом поясе.
Вы уже знаете, что во время активного выдоха сокращаются стенки брюшной полости и мышцы тазового дна. Однако внутренние межреберные мышцы, широчайшая мышца спины и квадратная мышца поясницы также участвуют в этом процессе, сдавливая грудную клетку. Возьмите за правило на выдохе расслаблять верхнюю часть туловища, но повышать давление в брюшной полости. Вы ведь не хотите, чтобы публика видела, как вам тяжело и с каким трудом вы дышите? Зрителям хочется видеть великолепную технику без видимых физических усилий. Пусть диафрагма свободно движется вверх и вниз, не создавая ненужного напряжения в челюстях, шее и плечевом поясе. Выполняя упражнения из данной главы, особое внимание обращайте на то, что на выдохе за счет напряжения мышц живота расслабляются шея и плечи.
Еще два мышечных слоя брюшной полости составляют внутренняя и наружная косые мышцы живота. Как вы узнаете в главе 4, они играют важную роль в поддержании осанки и положения тела во время танца. Волокна внутренней косой мышцы живота переплетаются с волокнами внутренних межреберных мышц, а волокна наружной косой мышцы живота — с волокнами наружных межреберных мышц, что опять-таки подчеркивает взаимосвязь дыхания и действий мышц брюшной полости. Танцевальные движения, связанные с поворотами корпуса, совершаются при активном участии косых мышц живота. Верхняя часть туловища совершает поворот, испытывая определенное сопротивление со стороны нижней части. Чтобы совершать повороты с большей эффективностью, необходимо обеспечить свободу плечевому и тазовому поясу, в противном случае в дыхательных движениях диафрагмы, мышц живота и ребер возникнут трудности. Хотя трудно ожидать, что хореограф будет расписывать дыхание для каждого па, но на практике, когда вам требуется повышенный контроль над движениями, лучше использовать форсированный (активный) выдох. Делайте вдох при подготовке к движению и выдох при его совершении.
Ранее в тексте уже упоминались плоские суставы. К ним относятся и места прикрепления ребер к позвоночнику. Грудной отдел позвоночника обладает малой подвижностью, и для того, чтобы снять излишнее напряжение, необходимо ее повысить. Используйте вдох как средство удлинения позвоночника во всех плоскостях, в которых он совершает движения. За счет этого достигаются увеличение расстояния между отдельными позвонками и некоторое улучшение подвижности в местах прикрепления к ним ребер. Выдох должен производиться за счет напряжения глубоких мышц живота и тазового дна, которые обеспечивают стабильное положение таза и позвоночника.