Золотой век Августа и расцвет пантомимы

августЗолотой век императора Августа можно считать расцветом пантомимы в Риме. Усмотрев в мимическом искусстве нечто в роде всемирно понятного языка, Август старался широко применять к сцене пантомиму — как объединяющее средство для развлечения представителей покоренных народов, притекавших в столицу со всех сторон обширной империи. Вместе с тем, преследуя чисто политические цели и желая всякими способами поддержать в народе монархическое начало, император оставил в пренебрежении трагедию и комедию. Первая ему не нравилась потому, что народ мог набраться либеральных идей и демонстративно рукоплескать актерам, говорившим горячие монологи о свободе и независимости. Император как будто забыл, что в молодости он сам написал либерального «Аякса», но затем изменил свою точку зрения и изорвал свою пьесу.

К комедии он также не питал симпатий. В ней актеры зачастую позволяли себе резкие выходки против знатных особ.

Все это, вместе взятое, навело императора на мысль создать новый род безобидного, по его мнению, искусства — пантомиму. В этой безобидности, однако, его преемникам пришлось горько разочароваться. И пантомимы постепенно принимали политическую окраску. Они давали повод к крупным осложнениям.

При помощи приближенного к Августу покровителя искусств Мецената, жаждущему зрелищ народу был дан новый вид театральных спектаклей. Некоторые историки считают даже самого Августа изобретателем пантомимы. Но едва ли это точно. Достоверно известно только то, что он страстно покровительствовал развитию этого искусства и, благодаря его стараниям, прежнее презрение, сложившееся в обществе по отношению к мимам, постепенно сглаживалось. К артистам-пантомимам начали относиться с должным уважением.

Блеску вступившей в новую фазу сальтации способствовало появление в Риме двух крупных величин, двух артистов, составивших эпоху в летописях Рима. Это были Пилад и Бафилл. Первый, родом из Сицилии, а второй — вольноотпущенник Мецената, из Александрии.

Знаменитые пантомимы сделали настоящий переворот, положив прочное основание пантомимному искусству.

Пилад создал пантомиму с содержанием драматическим, серьезным, а Бафилл отличался юмором в пьесах легких, комических.

Бафилл был диаметральной противоположностью Пилада. Как в жизни, так и в своих «сальтационных» сочинениях, он проявлял постоянную веселость, стараясь всюду вносить оживление. Движения его были преисполнены мягкости и грации. Особенно красивы и выразительны были его пластичные позы. Пантомимы его сочинения, по выражению современников, были «картинами неги и вечного блаженства».

Rate this post