Балет в Вене в 18 веке

Благодаря развившейся страсти к благородным искусствам, в Вене уже с половины XVIII в. стали ощущать недостаток в артистических силах. Выписка из Франции артистов представляла большие затруднения, и, ввиду этого, в придворных сферах решили учредить такого рода театральную Академию, которая формировала бы пригодных для сцены артистов. А пока, в ожидании немецких талантов, пришлось все-таки обратиться к французам, и во второй половине столетия в Вене наступило царство балета.

Во главе балетной труппы при придворном французском театре состояла талантливая Жофруа-Боден, которая одновременно была и певицей и танцовщицей. Тут были преимущественно одни французы.

Балетными артистами пользовался и двор, где также давались спектакли. Тем временем венская школа создала целый ряд балетных артистов, вполне способных заменить пришлых французов.

Душой балета при немецком театре был Гольфердинг. Он поставил много балетов своего сочинения: «Развлечение садовников», «Мумии и пирамиды», «Ревность в серале», «Мельничиха», «Дон Кихот, или Свадьба Гамаша», «Куртизанки-невольницы» и др. Отзывы об этих хореографических произведениях были самые лестные. Про Гольфердинга говорили, что он мастерски умел передавать артистам мимику (игру физиономии); его ансамбли вызывали всеобщее одобрение. Кроме того, он отличался художественным вкусом и умением составлять программу балетов. Благодаря несомненному таланту, он считался лучшим «сочинителем» балетов своего времени. Наибольшим успехом пользовался его балет «Улисс и Цирцея» (1756).
В это время в Вене было два главных театра. Бургтеатр, в котором давала представления труппа выписанных французских актеров, и Кертнертор-театр, с немецкой труппой. При каждом из них состоял самостоятельный балет, который в то время начал отрешаться от прежних форм, завещанных ему в изданном еще в 1717 г. ученом трактате немецкого танцмейстера Тауберта.

После отъезда Гольфердинга в Петербург, его место в течение многих лет занимал итальянец Анжиолини, поставивший балеты «Охота Генриха IV», «Нинетта при дворе», «Французский дезертир». Он же написал диссертацию «О пантомимах у древних». Вообще, это был артист изобретательный и со вкусом.
Балетная труппа при французском театре в Бургтеатре резко отличалась от немецкой. Тут давались только небольшие дивертисменты, состоявшие из коротеньких сцен с сюжетами из мифологии: «Амур и Психея», «Диана и Энди-мион» и пр.

Вернувшись из Петербурга, Гольфер-динг стал во главе Кертнертор-театра и тут начал давать правильные спектакли, смешанные с балетом. Роскошь постановки была новостью. На костюмы и декорации дирекция денег не жалела. Постановка балета «Торжество весны» (1766) вызвала всеобщее удивление. Таким же блеском отличалась постановка балета «Ариадна и Вакх». Затем роскошно был поставлен балет сочинения Новера — «Апофеоз Геркулеса»,- в котором танцевал приехавший на гастроли Вестрис.

Что же касается балетов, поставленных в Вене, то в них скользило желание отрешиться от рутины. Пионером был Гольфердинг, балеты которого отличались своею содержательностью и умением вести мимические сцены, последовательно вытекавшие одна из другой.

В числе артисток того времени на венской сцене было несколько талантливых. Г-жа Дельфин преодолевала разные технические трудности; обладала силой, правильностью, была хорошей мимисткой и обладала превосходным слухом. Это была художница от «высоко героического до комического». Таковы были отзывы об этой артистке, скончавшейся (1772) в полном блеске своего таланта. Не менее благоприятной репутацией пользовалась г-жа Вигано, грациозная танцовщица в пасторалях. Затем имели успех молоденькая Дюпре, Вильнев и другие.

С этого времени в Вене началась эпоха Новера. Венский Бургтеатр может гордиться тем, что свою реформаторскую деятельность Новер начал на его сцене. Из Вены победоносный путь реформатора шел в Париж, Милан, Неаполь, Лиссабон. Принципы автора знаменитых «Писем о танце» крепко осели на всех европейских сценах.

Rate this post