Женщины — пантомимистки

Женщины - пантомимисткиДо нас дошли имена наиболее искусных и талантливых пантомимов. Знаменитейшими считались описанные нами Пилад, Бафилл и Гилас.

Вообще, Пиладов было несколько. Одному из них, также талантливому, покровительствовал Траян.

Перечисляем только наиболее известных и искусных: Агилий, живший при императоре Коммоде; Лоцинд, бывший с двенадцатилетнего возраста любимцем Гальбы, Вителия и всего народа римского; Регул, Арем, Виталий, Архимим Рабий, Волумний, прославившийся своими танцами в честь Аполлона; Генесий, живший при императоре Максимине. Говорят, что участвуя однажды в пьесе, где осмеивались таинства Христа, Генесий был до такой степени воодушевлен религиозными таинствами, что сам впоследствии принял христианскую веру. Церковь даже признала его святым.

То же самое случилось и со знаменитым Арделионом; но его постигла тяжелая участь: из-за перехода в христианство он в цирке принял мученическую смерть.

Прославился еще Мнесфер, который случайно погиб во время спектакля, когда давали пантомиму «Лореоль». Это было при Калигуле. Другой пантомим того же имени был одним из любовников Мессалины.

Известностью пользовался Парис, друг не столько Домициана, сколько его жены. Узнав о связи Париса со своей женой, император изгнал Париса из Рима; затем снова позволил ему возвратиться. Кончил же свою жизнь тем, что император приказал его умертвить. Другой пантомим, носивший тоже имя Париса, также был умерщвлен Нероном; он известен тем, что, благодаря его гнусным советам, Нерон утопил свою мать Агриппину.

Славились также своим талантом Эзоп и сын его Клавдий. Отец оставил сыну нажитое им колоссальное состояние, которое безумно растратил беспутный Клавдий.
Из женщин-пантомимисток прославились Юлия, Лупиа, Гермиона, Арбускула — куртизанка и мимистка, Дионисия и Титела. Эти две последние были особенно искусны в танцах и позах. Их репертуар состоял исключительно в сладострастных сценах.

Можно привести еще длинный список талантливых пантомимов, но лавры их не прибавили особенного блеска искусству.

Кроме профессиональных пантомимов, приобрели себе своим талантом известность и много лиц знатного происхождения. Некто Планк считался особенно изобретательным. На пиру, который давал Марк Антоний в честь Клеопатры, Планк, совершенно обнаженный, таская за собой приделанный длинный рыбий хвост, ползал на коленах, подражая движениям сирены. Славились еще мимическим искусством Антий, Клавдий, Красе и другие.

Костюмы пантомимов отличались большим разнообразием. Они одевались соответственно исполняемой ими роли. Когда пантомим играл в одной пьесе несколько ролей, то он менял также и костюм.

Ношение тоги на сцене было строжайше запрещено. Пантомимы пользовались только туникой и паллой. Последняя одежда, в которую одевались женщины, состояла из длинного плаща, спускавшегося до пяток. Эти женские костюмы были желтого цвета, потому их называли «сгосога». Пантомимы злоупотребляли этим женским покровом, потому что он давал им возможность свободнее делать соблазнительные жесты и телодвижения.

Из других одежд наиболее употребительные были стола; туника под названием «talaris», «syrma» — род драпировки, которую носили куртизанки; митра, тиара, «redimiculum» — головной убор женщин.

Кроме того, при постановке новых пьес изобретались множество фантастических костюмов для изображения сатиров, фавнов, силенов и др.

К услугам пантомимов торговцы держали массу масок с самыми разнообразными выражениями лица — для всех возрастов, для всех положений. Маски эти покрывались волосами разных цветов или делались лысыми, толстыми, приплюснутыми; моделировались по желанию. Женские маски отличались красотой. Для фабрикации таких масок существовали специальные скульпторы-художники, доводившие свое искусство до совершенства. Они принимали даже заказы на маски — портреты с живых лиц, иногда употребляемые пантомимами для обличительных сатир на сцене.

Греческие и римские маски имеют свою историю. И она прошла целый ряд фазисов до тех пор, пока не установилась окончательно та маска, которая принята была для сценических представлений.

Сначала артисты просто намазывали себе лицо дрожжами и краской; затем делали маски из листьев растений — лопуха или репейника. По мере развития драматической поэмы, явилась потребность к изображению лиц разных возрастов и положений. Создалась маска. Кто был ее изобретателем, неизвестно. Первые маски делались из выдолбленного дерева. Были настоящие художники этого дела, которые вырезали «выражение» лиц, сообразно указаниям авторов пьес.

Римские пантомимы появлялись на сцене не иначе как в масках, которые закрывали не только лицо, но и вообще всю голову; маски были далеко не так безобразны, как маски драматических актеров. Были маски с двойным профилем; они выражали два совершенно разных чувства; например, с одной стороны — гнев отца; с другой — нежность сына.

Не останавливаясь на подробном описании античных масок, имевших преимущественно значение в драматическом искусстве, заметим только, что, кроме комических, трагических и сатирических масок, существовал еще четвертый род масок, который у греков назывался «оркестическими», или «немыми» масками, бывшими в употреблении у танцовщиков. Маски эти представляли собой красивые лица с правильными очертаниями; рот был закрыт в отличие от «драматических» масок с уродливо разинутыми ртами.

Поллукс различает три рода масок: трагические, комические и сатирические. Выражения лиц были большей частью неестественны, комические же — всегда причудливы.

Rate this post