Вольта

Вольта была одним из видов провансальской гальярды. Ее исполняли следующим образом: пара танцоров сначала делала пять шагов направо, потом пять шагов налево; затем следовал взаимный поклон, после которого кавалер, державший даму с правой стороны, переводил ее на левую, крепко обхватывал за талию и, придерживая планшетку корсета, делал прыжок с полуоборотом; одновременно прислонял даму на свое колено, делал толчок и, приподняв даму на воздух, вертел ее быстро, делая с ней полный оборот. После этого кавалер опускал даму и снова повторял те же самые движения. В это время дама старалась помочь своему партнеру: правой рукой она обхватывала шею кавалера, а левой придерживала юбки с целью, чтобы они при резких поворотах не поднимались слишком высоко и не обнажали колен. Впрочем, от ее воли и от ее кокетства зависело принимать большие или меньшие предосторожности.

Щепетильные немцы признавали вольту танцем недостойным и греховным. Хроникеры дают об этом перенесенном в Германию иностранном танце крайне нелестный отзыв: «О новой гальярдной вольте, во время которой хватаются за срамные места, прыгают и кружатся волчком, можно сказать только то, что этот бурный танец полон постыдных, сальных движений и непристойных жестов. Благодаря этому танцу замечается масса убийств и внебрачных рождений».

Добродетельные немцы очевидно перехватили через край. Их резкий приговор не помешал, однако, этому танцу получить широкое распространение и по всей Германии. Французский король Генрих III был страстным поклонником вольты. Это объясняется тем, что король был большим поклонником дам. Прекрасный пол также любил этот танец; им особенно увлекались дамы с красивыми маленькими ножками. Исполняя вольту, ножки дам иногда невольно, а иногда и вольно обрисовывались при резких поворотах по воздуху; а это давало возможность блеснуть изяществом украшенных золотом и кружевами подвязок.

Вольта считалась самым излюбленным и галантным танцем, который, по словам современников, открывал зрителям «самые неожиданные горизонты».

Вот одно из двух описаний вольты.
Пара вертится с соблюдением следующих темпов: 1) маленький прыжок на левой ноге с полуоборотом, выдвигавшим левое плечо; 2) большой шаг вправо, с поворотом спиной; 3) пауза; 4) окончание полного оборота с дамой, «планирующей на воздухе».

Королева Маргарита, жена Генриха IV, очень красиво танцевала вольту. Злые языки уверяли, что королева любила этот танец потому, что у нее были прекрасной формы ножки. Особенно отличилась она своим изяществом на балу после своей свадьбы. Поэт Ронсар сложил даже по этому поводу стихотворение, в котором говорит, что «королева не шла, а божественно двигалась, скользя ногами в такт музыке». О сестре же короля, танцевавшей провансальскую вольту, поэт отозвался, что «она приподнималась от земли и прыгала так легко, как будто летала по зале».

Таким образом, видно, что хотя кавалеру при исполнении вольты предстояла приятная обязанность держать даму в своих объятиях, но это сопряжено было с немалыми физическими усилиями. Точно также танец этот считался нелегким и для дамы. По окончании вольты танцевавшие пары, благодаря изобилию испарин, вынуждены были иногда менять белье во время бала.

Вольта держалась не особенно долго. Она вскоре отжила свой век, так как она не согласовалась с духом и нравами последующих поколений. Кратковременную жизнь этого танца следует приписать тому, что среди общества находилось не много кавалеров, обладавших достаточной силой, чтобы не только поднимать своих дам, но и вертеть их на воздухе.

В летописях французской придворной хроники сохранился интересный анекдот. На придворном балу 14 августа 1572 г. принц Конде так усердно танцевал вольту со своей молодой женой Марией де Клев, что Екатерина Медичи увела ее в уборную для смены мокрой рубашки. Несколько времени спустя Генрих III, бывший еще в то время герцогом Анжуйским, вошел в ту же уборную с целью поправить свою прическу и свой туалет. Увидев на стуле белье, не разбирая его, Генрих обтер им свое лицо — это была рубашка Марии де Клев. От прикосновения, подобно громовому удару, в сердце будущего короля зародилась страсть к этой женщине. Таким образом вольта сыграла крупную роль в жизни легкомысленного французского короля.

Rate this post