Античная хореография Греции. Техника.

Итак, античные пляски являются уже очень сложным и условным искусством и содержат в себе следующие элементы хореографии: передвижения (pas), позы и жесты и пантомиму.

По характеру движения античной пляски можно разделить в свою очередь на следующие группы: общесимволические, выражающие отвлеченные общие идеи, как например, характеризующая божество и отношения к нему (как благодарность, величие и пр.), а также личные переживания молящегося (радость, скорбь и пр.)

Типичным образцом такого символического движения можно назвать «жест невинности», т. е. статую Венеры Медицейской. Затем распространенный на античных памятниках жест возношения и обоготворения с простертыми вверх руками и раскрытыми ладонями (о котором мы будем говорить еще в связи с молитвенными жестами), «погребальный жест», «жест брачный», состоящий из снимания покрывала, потерявший в дальнейшем свою целомудренность и ставший «достоянием танцев куртизанок». Подражательные движения, воспроизводящие акты и явления жизни, как еда, питье, выделывание вина, сбор плодов, состояние опьянения, подражание военным действиям, борьбе и пр. К ним же относятся употребительный «жест туники» женский, «жест гиматиона» мужской, жест стрельбы из лука, жест с колчаном (статуя Дианы), метания диска и др.

Жесты эти более других — мимического характера, и из них, может быть, развилась пантомима, ставшая впоследствии отдельным искусством. Декоративные движения — аксессуарные, не имеющие идейного повода, служащие иногда для наполнения пауз, непременно образующихся между окончанием одного pas или жеста и началом другого (иногда просто для передышки), а также служащие как вступление в пляску и употреблявшиеся для финала ее.

В декоративных движениях, в этом чистом продукте фантазии, наиболее выразилась творческая изобретательность греков. Позы эти изобилуют прекрасными образцами, дошедшими до нас, как статуя Афродиты Андимиоиской с закинутой за голову рукой, жест с кастаньетами с поднятым фиалом в руке, жесте вазой и пр.

Светский танец и сценический иногда состояли из одних декоративных движений. Кроме этих групп движений были и другие, которые мы не можем отнести ни к одной из них, так как не имеем данных для понимания значения их.

Rate this post