Техника танцев XV века и появление танцевальных школ

техника танцаНачиная с эпохи Возрождения во всех культурных государствах Европы, как в придворных сферах, так и в домашнем обиходе, появились так называемые салонные танцы с точно определенными названиями.

Откуда же появились эти неведомые до того времени бальные танцы? Явились ли они как ритмическая потребность современной моды, или же они составляют не более чем стилизацию народных танцев? Не лежит ли корень их в самом народном танце, воспринятом высшими слоями общества, которое придало им только более утонченную форму?

Обстоятельный ответ на эти вопросы дает немецкий исследователь Оскар Би. Со свойственной немцам тщательностью и педантизмом, Би в своем громоздком сочинении «Der Tanz» сделал подробный анализ развития техники этих танцев с целью выяснить, как один танец последовательно вытекал из другого. По кропотливости работы и по ее методичности почтенный труд Оскара Би поистине бесценен. Во многом можно спорить с выводами автора, можно не соглашаться, но собранные им исторические материалы настолько вески, что, имея в своем распоряжении этот труд, едва ли найдется желающий сделать какие-либо новые заключения о том, как сформировалось стройное, благородное искусство хореографии, как развивалась его техника, как она видоизменялась и совершенствовалась под напором практики и при помощи индивидуальных способностей танцоров.

Уделяя наибольшее внимание салонному танцу, из которого впоследствии вылилась сценическая хореография, Оскар Би вполне основательно разделил историю развития салонного танца на три определенных периода: 1) эпоху Возрождения — торжественные шествия,- называемую итальянской (до 1600 г.); 2) эпоху Людовиков XIV и XV — французскую,- совершенствование и индивидуализация движений (до 1800 г.) и 3) эпоху вальса, мазурки и польки — германо-славянскую.
К этим периодам мы причисляем еще четвертый — период экзотического танца с прославленным не в меру танго во главе. Период этот, отразившийся также на балетной сцене, сделал крупный скачок и совершенно отступил от прежних, благородных форм.

Параллельно с салонными танцами последовательно развивалось и сценическое, танцевальное искусство, пережившее целый ряд фаз вплоть до блестящего века Людовика XIV, когда балет по праву занял видное место в ряду изящных искусств.
Несомненно, что, начиная с XV в., прогресс техники был поставлен в зависимость от духа времени, дававшего импульс движению всех искусств вообще, а параллельно с ним и хореографии. В то же время твердо установлено, что все салонные танцы, как-то и др., создались не самостоятельно. Все эти танцы, в более наивной только форме, гораздо раньше появления их в салонах, исполнялись поселянами в разных местностях Европы. В каждом из них главенствовал старинный ритм народного танца.

Первоначально все создавалось народом, и обществу оставалось только пользоваться готовым материалом для его дальнейшего культурного совершенствования, согласно выработанным правилам техники и изящества. Прежде чем достигнуть красоты форм и грации в исполнении какой-нибудь паваны, необходимо было, чтобы этот танец прошел предварительно через сотни танцующих деревень.

Такова была эволюция сначала салонного, а затем и сценического танца.
Для красивого исполнения танцев такого порядка потребовалась уже известная подготовка и школа. Вследствие этой потребности, к услугам общества в Италии с конца XV ст. образовалась масса школ, где практически обучали благородным упражнениям и в то же время ученикам давали наставления, как следует держать себя в обществе, так как обучение изящным манерам составляло далеко не последнюю отрасль танцевального искусства.

На помощь практическому обучению явились в то же время и теоретические трактаты об искусстве. Благодаря сходным между собой печатным самоучителям, в Италии уже в XV в. танцы впервые были подчинены некоторым определенным правилам и темпам. В печатных трактатах о теории разных танцев оформилась особая азбука — терминология — и положено было начало будущей хореографической грамматике. Предложенные танцмейстерами того времени правила послужили первым основанием, на котором впоследствии развилась более сложная техника хореографии и на публичной балетной сцене.

В ранний период эпохи Возрождения, в Италии, были изданы малозначительные и вскоре забытые самоучители Эбрео, Арены и почти неизвестного Корнацано.
Из народных танцев высшее общество восприняло только те из них, которые в измененном виде признаны были пригодными для его обихода. С одной стороны, в крайне ограниченном числе распространились танцы с видимо чувственным характером, как, например, мавританский. С другой же стороны, из сочетания разных темпов и па, употребляемых народом, сформировались торжественные придворные танцы, «прогулочные» или сопровождаемые легкими прыжками, то есть такие, которые не вызывали трудностей исполнения и могли быть применены обществом к каждому случаю.

Развиваясь постепенно, танцы незаметным образом переходили из народа в салон. Им подражали, их прикрашивали, переносили из города в город. Таким путем формы медленно утверждались, движения стилизировались, и учителя обучали по определенному шаблону, изложенному в руководствах; а тем временем сам танец делался уже типом с «пристегнутым» к нему названием.

Благодаря этим танцевальным учебникам, можно заключить, что в то время в «колыбели» хореографического искусства, в Италии, были уже известны стильные, салонные танцы. В начале XV в. художественный танец под разными звучными названиями был уже там настолько созревшим, что явилась возможность от торжественных «низких» танцев (basses danses) отделить balli, танцы более оживленные.

Создавшиеся итальянские превратили басседансы в картину, значительно более оживленную, напоминающую позднейшую гальярду. В этих танцах неизбежно приходилось прыгать; па делались быстрее, с притопыванием, причем прыжок, сделанный одним лицом, повторялся другими; это была своего рода конкуренция прыжка. К этой категории танцев принадлежали: Giocosa, Duchesso, Colonese, Ingrata, Gelosia, Graziosa и многие другие.

В течение ста лет держались эти танцы в Италии почти в неизмененном виде; только многое в них стало изящнее, а вместе с тем при исполнении определилась известная система. Излюбленный танец Zassa Colonna и знаменитая в свое время Alta vittoria приняли новые формы, и даже преобразованную павану начали называть не просто «ballo», а причислили ее к «balletti». Появились разудалые танцы в три такта — то были те же гальярды, с другими только вариантами. Одновременно сказалась потребность в симметрии фигур и во взаимоотношениях танцующих, что стало особенно заметно при исполнении придворных хореографических «интермедий».

Rate this post