Празднества и танцы во время турниров

турнирОбщеупотребительным во времена турниров по всей Европе был танец с факелами. Очень древний этот танец почти обязательно исполнялся и при брачных церемониях. Впереди обыкновенно шли кавалеры с зажженными факелами, а за ними следовали приглашенные; таким образом во время свадеб двигалась процессия с новобрачными. Шли попарно медленными шагами; тем и ограничивались эти так называемые танцы, имевшие отчасти символическое значение и, вероятно, пришедшие от римлян и греков. Зажженный факел составлял атрибут Гименея, который как будто мысленно, аллегорически, после бракосочетания провожал новобрачных до их нового жилища.

Блестящи были празднества после турниров во Франкфурте-на-Майне, и на них исполнялся только один «факельный» танец, который, надо полагать, не вносил особого оживления в общество. Этому, конечно, способствовала и тягучая музыка, специально приноровленная для подобных церемониальных шествий.

Не менее веским доказательством древности свадебных танцев служит эпизод из романтического эпоса миннезингера Готфрида Страсбургского. Из сказания о Тристане и Изольде видно, что во время танцев этой пары вошел священник в полном облачении. Присутствовавшие составили крут и посреди его было совершено бракосочетание, после которого «свадебный танец продолжался».

И в начале XX в. танец с факелами исполнялся при германских дворах. Не далее как в 1913 г. в Берлинском дворце торжественное шествие с факелами было совершено при бракосочетании дочери императора Вильгельма.

Танец с факелами с разными, вероятно, вариантами сделался едва ли не единственным видом хореографии, исполнявшимся на празднествах посте турниров.

Оригинальны были прелюдии к средневековым «факельным» танцам. Как только все танцоры были в полном сборе, то музыканты начинали «выдувать», т. е. трубить; затем выходил глашатай, объявлявший, что «сейчас начнут танцевать князья». Церемониймейстеры того времени делали это с целью, чтобы присутствующие расступились и не мешали высокопоставленным танцорам.

Очень характерно изображен танец с факелами на хранящейся в Бельгии картине фламандской школы, написанной в 1463 г. Картина эта представляет бал при блестящем дворе герцога Бургундского. На картине соединены лица исключительно знатного происхождения, что показывает постепенно развивавшуюся в придворном обществе Франции любовь к танцевальному искусству.

Не менее наглядно представлен танец с факелами при венском дворе в 1560 г.

Rate this post