Танцы цеховых корпораций

цеховые танцыЦехи имели даже специально построенные ими около ратуш «танцевальные дома». Сюда после торжественных процессий собирались для веселья ремесленники с их семействами. Каждый цех имел свой праздник, и в собственной зале танцевального дома пили, играли, пели и танцевали, не ограничиваясь одними крестьянскими хороводами.

Излюбленными были у них два танца: с гирляндами, обручами и «танец мечей». Этот последний, как пережиток античного времени, пользовался особенным почетом. Объясняется это тем, что, привыкнув дома, за работой, постоянно обращаться с разного рода инструментами, ремесленники привычку эту невольно перенесли и на танцы, где меч или обруч легко поддавался привычным для них манипуляциям.

Особенной ловкостью в «танце мечей» прославились башмачные мастера в Франкфурте-на-Майне. Тут происходили общие цеховые празднества, причем наборщики типографии исполняли даже небольшие пьески с библейскими сюжетами. Интересны были и праздники в Цвиккау. Тут в 1573 г. происходили разнообразные игры и пляски, причем не был забыт и «танец мечей».

И во Франции «танец мечей» был известен в эту эпоху, но у французов он имел совсем другой характер. Каноник Туано Арбо, в своей «Оркесографии» (XV и XVI вв.), называет его «танцем буффонов», которые несколькими парами проделывали разные эволюции с мечами. По словам каноника, это был сколок с воинственного танца римских салиев, служителей Марса.

В этом хореографическом бою рубили мечами не как попало, а по правилам фехтовального искусства, а также и по определенным темпам с подъемом то правой, то левой ноги.

Танец с обручами и до сих пор сохранил свое историческое значение в Мюнхене, где бондарный цех считается самым старейшим во всей Германии. Этот цех с XIII в. имел ему присвоенные танцы. Когда в 1350 г. чума вырвала массу жертв в Мюнхене и навела отчаяние на весь город, то цех бондарей, для развлечения впавших в уныние жителей, начал публично на улицах исполнять свои танцы. В память того, что это развлечение принесло действительную пользу, цех получил привилегию исполнять свои танцы увеселения на мюнхенских улицах один раз через каждые семь лет. И до настоящего времени этот цеховой праздник повторяется неукоснительно через каждое семилетие. Оригинален сохранившийся, исполняемый и до сих пор танец со стаканом вина на голове. Получает приз тот, кто, танцуя, не прольет ни одной капли жидкости. Сам же танец походит на «контрданс». Сначала его исполняют перед королевским дворцом, затем перед домами министров и других знатных лиц. Под конец обручи с гирляндами ломаются на куски, которые разбрасываются народу, жадно хватающему высохшие цветы. Этот своеобразный танец едва ли не единственный во всей Европе, сохранившийся до сих пор в своей первобытной простоте, как наглядный, живой, движущийся памятник XIII в.

Праздники цеховых корпораций приобрели себе известность благодаря действительно оригинальным по городу шествиям, любоваться которыми собирался весь город.

Прилагаемый рисунок дает понятие о слесарном цехе в 1688 г. Аналогичны были процессии с хороводными танцами, устраиваемые и другими обществами. Из всех германских городов Нюрнберг и Мюнхен и прирейнские поселения славились своими празднествами и любовью к публичным танцам. Об этом свидетельствуют местные хроники, старинные гравюры и рисунки, увековечившие эти немецкие увеселения.

Город Мюнхен, в этом отношении, не отставал от своего соседа Нюрнберга.
И в нем была в сильной степени развита страсть к развлечениям. В домах богатых граждан устраивались специальные вечера. Исполнялись преимущественно бывшие в то время модными прогулочные, «променадные» танцы, перенесенные, очевидно, из Италии и Франции. Несмотря, однако, на такую склонность к танцам, для развития хореографического искусства Германия не оказала никаких услуг. Да и не могла их оказать страна, где, по словам Тэна, все искусства вообще не могли процветать, благодаря тому, что во всех ее отраслях немцы преследовали исключительно либо религиозные, либо гуманитарные идеи, т. е. такого рода представления, которые в средневековье ускользали из области хореографии.

Не подлежит сомнению, что распространенный среди германских цеховых танец с обручами и гирляндами не был самостоятельным, а составлял только вариант «танца мечей». Встречаемые у разных писателей описания этого танца совершенно соответствуют «танцу мечей». Проделывались те же фигуры, производились те же движения с той только разницей, что аксессуары участвующих состояли из обручей, прутьев, флагов и пр. вместо мечей или другого острого оружия. И в этом танце во главе находился всегда руководитель — «король», который, подобно современным на балах дирижерам, распоряжался музыкой, указывая на размеры движений танцоров. При исполнении требовалось умение управлять аксессуарами, поэтому мало обращалось внимания на движения ног.

Незаметно сливались сословия, и резко отмежевавшие себя ремесленники постепенно утрачивали свой сословный характер. Вместе с тем прекратились и отжившие свой век оригинальные празднества. Но немцы все-таки не могли расстаться с традиционными сообществами, которые приспособлялись к подходящим случаям. Они устраивали, имевшие только другой характер, такие же уличные шествия со значками, с пением и танцами. Вообще, процессии, очевидно, в крови у германской расы, потому что и в настоящее время, во всех городах и деревнях, можно наблюдать шумные по улицам шествия во время праздников: маршируют разные гимнастические, певческие и другие общества, которые большей частью преследуют задачи телесного развития, стараясь совместить приятное с полезным.

В истории общественной жизни Европы Германия, Франция и Италия стояли во главе остальных государств; поэтому все, что касается этих стран, особенно по отношению к развитию танцевального искусства, безошибочно может быть приложено и к другим государствам. Ввиду этого, полагаем достаточным сведения о ранней средневековой эпохе ограничить описанием одних только наиболее популярных во Франции форм, принятых в народных танцах.

По своей натуре склонный к развлечениям, всегда жизнерадостный француз, подобно германцу, любил танцы как необходимого спутника праздников и как развлечение в часы отдыха. Никакие грозные запреты, шедшие из Рима, никакие анафемы духовных Соборов не могли поколебать страсти французов к их веселому развлечению. Средние века, действительно, можно считать цветущей эпохой танцев во всей Европе, особенно в Германии и во Франции. Независимо от танцев с религиозным оттенком, как в храмах, так и во время процессий, о чем уже было говорено, народ любил веселиться и у себя дома. В течение всего года праздники с неизменными танцами чередовались один за другим. По словам историков, казалось, что Франция занимается только одними танцами.

В высших слоях общества, начиная с XIII в., любимыми развлечениями были так называемые средневековые, то есть разные короткие сценки, и преимущественно танцы чисто народного характера, без которых не обходился ни один парадный обед при дворах. Эти развлечения были особенно разнообразны при французском дворе, начиная с XIII в. Во время пиршеств разыгрывались небольшие пьески и исполнялись немудрые танцы; в них заключался зародыш будущих сценических придворных представлений, в которых уделялось почетное место и хореографическому искусству. Средневековые пиршественные развлечения, очевидно, перенятые у Древнего Рима, преемственно дошли и до нашего времени. Приняли они только новую форму. Во время обедов и теперь исполняются вокальные и инструментальные концерты. На вечерние же рауты приглашаются также и балетные артисты.

Rate this post