Свобода и привилегии боядерок

боядеркиКак в старину, так и до настоящего времени танцы баядерок составляют необходимую принадлежность каждого праздника.

Множество молодых девушек, покрытых драгоценностями, смешиваются с придворными во время праздников во дворце раджи. Эти баядерки имеют право входа на все придворные собрания; тут они свободно беседуют даже с самим раджей.

Во время больших охот, устраиваемых раджами в честь именитых иностранных гостей, баядерки, сопровождающие эти охоты, обязаны помещаться рядом с палатками знатнейших особ. При аудиенциях баядерки помещаются в конце приемной залы и обязаны петь разные гимны, что придает особый блеск торжеству церемонии.

По окончании духовных, ритуальных действий, баядерки из храмов собираются во дворец, где танцуют для развлечения раджи и придворных.

Привилегией входить беспрепятственно во дворец баядерки пользуются благодаря легенде о древнем обещании, данном одной баядерке богом Вишну. Обещание это и до сих пор строго пополняют все раджи. Предание говорит, что этот бог однажды спустился на землю, приняв образ молодого человека. Была ночь. Он стучался по разным домам, прося дать приют бедному страннику. Всюду следовал грубый отказ. Только одна баядерка отворила дверь и сжалилась над несчастным; она предложила ему ночлег, накормила и напоила.

На другое утро Вишну заявил своей спасительнице, что отныне она будет всеми уважаема и повсеместно ее вечно будут благодарить за оказанное гостеприимство.
Такова легенда, определившая привилегию баядерок. При этом следует заметить, что при официальных приглашениях баядерки имеют право разгуливать по дворцам раджей, где им вздумается. Присутствуя при торжественных приемах, они усаживаются бесцеремонно на пол вокруг трона раджи, беседуют с придворными, но вообще держат себя крайне сдержанно, заменяя собой отсутствующий придворный женский персонал. По вечерам же красавицы баядерки увеселяют приглашенных своими танцами, но эти танцы, как мы уже заметили, не имеют ничего общего с балетным искусством. Они состоят из осторожных движений, поз, аттитюд и пения в блестящих костюмах.

В другой местности Индии существует такой обычай, что во время праздника «Дассара» баядерки сами выбирают себе патрона из числа богатейших придворных. Без всякого приглашения 200-300 баядерок являются во дворец и бесцеремонно располагаются в нем на несколько дней, продовольствуюсь за счет избранного ими покровителя. По вечерам они обязываются петь и исполнять религиозные танцы «нуратри» («девяти лиц»). На следующий год ими избирается другой покровитель, и, конечно, такой, который в состоянии заплатить им больше, чем другие.

При чтении описания танцев баядерок нетрудно усмотреть, что путешественники, видевшие эти танцы, сильно противоречат один другому. Одни восторгались, другие же приходили «в уныние».

Некоторые очевидцы утверждают, что в их танцах нет ничего чувственного. Все движения полны благородства и не возбуждают никаких плотских вожделений. Другие же говорят совершенно противное.

Несомненно, однако, что баядерки, несмотря на свое священное назначение, исполняют вне дворов своих пагод пантомимы нескромного характера. План, рисунок, позы, ритм — все дышит страстью. Любовь, опьяняющее наслаждение — исключительные темы индийских балетных дивертисментов.

Подобно древним куртизанкам Востока, полунагие, бронзовые баядерки изображают все градации сладострастия, отказ и согласие на взаимность, ласки, слезы и вздохи, конвульсии, пламя страсти. Все эти чувства и ощущения баядерки передают до полного изнеможения. Танцуют до тех пор, пока с высохшими губами, с напряженными жилами они с трепетом падают на землю, под гнетом испытанного счастья и наслаждения.

Rate this post