Свадебный танец в средневековой Германии

Свадебный танецКрасивейшим танцем того времени, кроме описанного нами «факельного» танца, следует признать германский свадебный танец. Хотя о нем уже и было нами упомянуто, но считаем необходимым пояснить еще, что этот свадебный танец был типичным выражением характера того времени. Этот танец, подобно всем салонным «прогулочным» танцам, был своего рода песнью любви, выливавшейся в форме предварительной мольбы о взаимности и завершающейся благодарственным аккордом любви. Его исполняли в разных местах различно, с соблюдением, впрочем, одних и тех же характерных форм. Надо думать, что из него выработался в XV и XVI вв. тот ряд «низких» танцев, техника которых была в достаточной мере разъяснена в литературе XVI ст.

Воспроизводим свадебный танец, нарисованный немецким художником XVI в. Хансом Шефелейном, который был также известен и как гравер на дереве.  Его «Свадебный танец» принадлежит к числу лучших ксилографических произведений первой половины XVI в. Художник изобразил торжественный танец-шествие, обыкновенно исполнявшийся на свадьбе «патрициев» Нюрнберга и Аугсбурга.

Все исполненные художником фигуры дают достаточное понятие о средневековом свадебном танце. Они отличаются благородством, грацией и преисполнены чувством собственного достоинства. Гравюры эти, как говорят, были воспроизведены художником с натуры во время одной богатой свадьбы в Нюрнберге.

Другой немецкий художник-гравер, Г. Альдегревер, в 1538 г., т. е. на пятьдесят лет раньше Шефелейна, воспроизвел свадебный танец, зарисованный им также с натуры. Из серии танцоров усматривается, что впереди шествия шел «вожак» (vortanzef) с цепью и жезлом, а за ним шли участвовавшие в шествии пары, причем музыканты замыкали процессию. По фигурам на рисунках, если бы они не были снабжены подписью «Свадебные танцоры», конечно нельзя сказать, чтобы эти пары танцевали и веселились.

Эти медленно двигающиеся пары давали только представление о «прогулочной» процессии, которая, вероятно, была прелюдией к другим, более оживленным танцам, понятие о которых дают нам рисунки того же времени, с изображением действительно танцующих пар.

Свадебный танец, по нашему мнению, несколько напоминал собой торжественные античные греческие танцы, где каждый жест и игра складками платья служили мимическим разговором. То была немая поэма любви, в которой участвующие имели возможность проявить ловкость, гибкость всего корпуса, соединенную с грацией и изящными манерами. Торжественно шествуя, под медленный темп мелодии, танцоры действительно изощрялись в разнообразных наклонениях головы, округленных движениях рук, а впоследствии и в коленопреклонениях. С большим чувством собственного достоинства танцевали его по всей Германии.

Хотя техника свадебного танца и осталась невыясненной, но этот танец можно считать прототипом народившихся впоследствии придворных, салонных танцев, вроде куранты, ставших общеупотребительными по всей Европе. Вообще же твердо установлено, что существовало единственное по отношению ко всем танцам правило, которое состояло в том, что все движения в танцах слагались из ритма мелодии той песни, под которую исполнялся танец.

Rate this post