Славянские пляски

славянские пляскиНа востоке Европы, от Карпат до Балтийского моря, проживал совершенно отдельный от скандинаво-германцев народ — славянский. Несмотря на политическое разделение славянской земли и на массу наречий, верования у всех восточных, западных и прибалтийских славян были почти одинаковы. Мифология славян была довольно обширна. Кроме верховного бога Перуна и других племенных богов славяне почитали реки, озера, рощи и, подобно германцам, одинокие заповедные деревья, где будто бы поселились разные боги, которых народная фантазия отливала в крайне разнообразные формы. Тут собирались и плясали во славу божеств и для собственного развлечения, водили хороводы.

У славянских народностей поверья и обряды язычества имели сродство с германскими. Приносились жертвоприношения как главным кумирам, так и второстепенным божествам. В то время жрецы-гадатели кружились, а народ плясал кругом истуканов, священных камней и священных лип. Летописец Нестор свидетельствует, что в его время «на игрища и на плясунье и на вся бесовские игрища. Видим до игрища утолчена и людей много множество, яко начнут друг друга, позорища дающее от беса замышленного дела».

Приносившие жертву франки, германцы двигались обыкновенно по окружности, делая по несколько шагов то вправо, то влево, или же неистово скакали, доходя до безумного фанатизма перед грубыми предметами поклонения. Очевидно, что во время священнодействий они прибегали к движениям, характеризующим их душевное настроение. Движения производились с песнопениями и в такт музыке. Это может служить доказательством, что первобытным дикарям не было чуждо природное чувство ритма, которое замечается и у современных негритянских и других малокультурных, диких племен.

У германцев жертвоприношения были настолько тесно связаны с танцами, что слова «танец» и «жертва» выражались у них одним древним словом «leich».

В непроходимых лесах Европы, под вечной тенью колоссальных дубов и священных сосен, друидизм совершал свои таинства при посредстве танцев.

Уверяют, что оргии друидов, сопровождаемые стонами обезумевшей толпы, слышны были мореплавателями, приходившими в ужас от раздававшихся с берега страшных выкриков и звуков варварских кинжалов и ударных инструментов.

Очень распространены были в древней Франции и особенно в Германии и Швеции воинственные танцы. Они составляли культ страшных божеств, которые владели силой направлять ход сражений и дирижировать пением бардов. Исполняемые в их честь пляски оканчивались иногда кровопролитием. Представлялись самые отчаянные битвы, во время которых исполнители наносили друг другу раны, иногда смертельные.

Дикари кельты и германцы, несомненно, имели понятие о вакхических оргиях римлян и о мистериях Самофракии, потому таинства друидов носили на себе вакхический отпечаток Во время ночных жертвоприношений к друидам присоединялись пророчицы и фокусницы, которые были обязаны присутствовать совершенно обнаженными. Тело их было покрыто черной краской, волосы были распущены, и в таком виде они до исступления предавались самым разнузданным танцам, а лучше сказать, бесформенным кривляньям, не имевшим ничего общего с греческой, с благородной греческой оркестрикой.

Такие танцы принимали у многих народов и более мирный характер. Они носили общее название «танца мечей».

Этот танец довольно подробно описан Тацитом, утверждающим, что его плясали обнаженные юноши, отличавшиеся удивительной смелостью и ловкостью при прыганье через оружие. Плясали не по найму и не на призы, но исключительно для собственного развлечения и для доставления удовольствия зрителям. Гримм же утверждает, что танец с мечами исполнялся в честь Цио, бога битвы и меча.

Rate this post