Уверяют, что название этого танца произошло от итальянского — «слепой», «ария слепого». Другие же объясняют этимологию этого слова иначе. Они говорят, что слово «шакона» произошло от ленты, известной под названием «спасоппе», которую в средние века франтихи носили на шее. Форма танца была средняя между «низкими» и «высокими» танцами.
Танец этот исполнялся и на балах, и на сцене. Современники говорили, что шакона в хореографии занимает такое же место, как концерт в музыке. В конце почти всех партитур балетного репертуара XVIII в. можно встретить шакону. Это, вероятно, потому, что тогдашние пьесы обыкновенно кончались общим праздником, для которого продолжительная мелодия шаконы давала возможность балетмейстерам сочинять множество разных танцев для исполнения их отдельными артистами или группами. В позднейшее время Глюк в своей «Ифигении в Авлиде» написал шакону по настоятельной просьбе Вестриса. Эта шакона послужила ему рамкой для его «состязания танцев». Наиболее известной была «ария шаконы» в балете «Союз амура искусства» сочинения Флоке (1773).