Кроме паваны испанцы создали еще сарабанду, известную на Пиренейском полуострове с XVI в.
Этот танец в три темпа очень походил на менуэт, но его танцевали еще торжественнее, медленнее и с большей важностью. В Испании музыке сарабанды придавали духовное значение. Благодаря этому, перейдя в Италию, испанские солдаты при церковной процессии в Милане (1088) шли под звуки сарабанды.
Уверяют, что название этого танца происходит от «Сара Кандар», имени испанской артистки, в первый раз исполнившей сарабанду во Франции. Скорее же всего «сарабанда» происходит от «sarao», что означает по-испански — «бал».
Танец этот был в большом употреблении во Франции. Его исполняли с разными вариантами почти во всех балетах репертуара XVII и XVIII в. Он был вставлен в балеты «Торжество Амура», «Медея и Ясон», «galante», «Греческие праздники» и многие другие.
Рассказывают, что сарабанду великолепно танцевала Нинон Ланкло. Эта известная куртизанка исполняла этот танец с «обязательными» кастаньетами в руках и приводила в восторг присутствующих своими грациозными и кокетливыми движениями.
Следует, однако, заметить, что с течением времени темп танца значительно был ускорен, благодаря чему значительно изменился и прежний серьезный характер танца.