Обрядовые пляски в античной Греции

Обрядовые пляски Пляска Гимена исполнялась на брачных торжествах (а также на общественных празднествах) девушками в легких туниках». Она состояла из хоровода вокруг новобрачных или жертвенника Гименею, а затем исполнительницы разделялись на пары и изображали влюбленность, счастье и поцелуи и как бы преследовали друг друга. Гомер в Одиссее описывает свадебный танец так — и только.

«…Хоровод учредили рабыни, певец богонравный, Цитру настроив, глубокое в них пробудил вожделенье Сладостных песней и стройно-живой хороводные пляски.

Дом весь от топанья ног их гремел и дрожал, и окружность Вся оглашалась пением звучным рабов и служанок».

Такие танцы были не только принадлежностью религиозной части брачного обряда, но часто, и по большей части, служили развлечением. На свадебном торжестве часто разыгрывались пантомимы чисто увеселительного характера.

Ксенофонт в своем «Пире» описывает такую пантомиму:
«Когда унесены были столы, совершены возлияния, пропет Пеан и приступили к вину, явился сиракузянин, который привел искусную флейтистку-танцовщицу, замечательную своими фокусами, и очень красивого мальчика, хорошего игрока на кифаре и плясуна… Флейта заиграла, а какой-то человек, стоявший около танцовщицы, подал ей до 12 обручей. Взяв их, она начала танец, во время которого подбрасывала их вверх, раскачивая и бросая ровно настолько, чтобы в такта танца схватить их. Затем внесен быль обруч, весь утыканный мечами, остриями вверх. Танцовщица прыгала через эти мечи в ту и другую сторону, так что зрители пришли в ужас, а она все это делала смело и без малейшего вреда для себя…

После нее танцевал мальчик. Девушка же стала выгибаться, подражая колесу. Между тем слуги принесли и поставили среди залы трон, а вошедший затем сиракузянин сказал: «Господа, сейчас войдет Ариадна в свою брачную комнату, и затем придет ее жених, Дионис, пировавший только что среди богов; он войдет к ней, и они будут восторгаться друг другом». И вот явилась одетая невестой Ариадна, и как только села на трон, раздались звуки вакхического танца, хотя Диониса еще не было видно…

Ариадна, как только услышала эти звуки, приняла выражение, говорящее о том, как они ей приятны. Она не пошла навстречу Дионису, даже не встала, но ясно было, что она с трудом сохраняет свое спокойствие… Дионис же, увидав Ариадну, стал приближаться и танцевать страстный танец…»

Rate this post