Прославление Игнатия Лойолы

ИгнатийВ гораздо позднейшее средневековье подвижной балет был устроен при канонизации Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов. Это торжество происходило в Париже следующим образом: двести направились к церкви Notre Dame de Lorette, где был изготовлен громадный троянский конь. Посредством секретного механизма конь двигался, поддаваясь вперед. Во время шествия его окружали танцоры, представлявшие в лицах осаду Трои. Таким порядком дошли до площади St.-Rotch, где находился храм иезуитов. Часть площади была покрыта декорациями города Трои с башнями и стенами. По прибытии коня на площадь из-за стен вышли вооруженные троянцы, а из нутра лошади — греки. Произошла между ними битва; затем сожжен блистательный фейерверк, во время которого греки, гречанки и троянцы сливались в общем хоре и в танцах.

Допуская танцы, духовенство руководствовалось местными обычаями: португальцы, к примеру, признавали, что на их родине без танцев нет праздника, потому во время духовных процессий широкое место отводилось танцам. Как ни разнообразны были эти танцы в Португалии, но из сферы народного обихода они не вышли, не получив дальнейшего развития в области сценического искусства.

На другой день по улицам шла духовная процессия, с четырьмя колесницами, на которых помещались четыре посланника, прибывших со всех четырех частей света для прославления Игнатия Лойолы, благодеяния которого сделались известными государствам всего мира. От имени королей и им подвластных провинций посланники явились в Париж для поднесения даров в честь всеобщего, мирового благодетеля. Окруженная войском и знатью, с музыкой во главе, процессия приблизилась к коллегии иезуитов. На площади танцоры и танцовщицы в костюмах самых различных народностей исполнили «очень приятный» балет (т. е. дивертисмент из танцев), состоявший из четырех групп артистов, по одной для каждой части света. Королевства и мелкие провинции в виде аллегорических гениев шествовали перед колесницами с послами Европы, Азии, Африки и Америки, причем свита каждой страны света состояла из семидесяти кавалеров. Прежде них шла группа Америки, причем плясали танцовщики, одетые обезьянами и папуасами; колесницу Азии тащили два слона. В колеснице Африки был запряжен дракон; пляшущие негры и негритянки окружали аллегорическое изображение Черного материка. Страны света были представлены разнообразными народностями, отличавшимися блеском и роскошью одеяний.

Считаем небезынтересным привести еще описание одного «передвижного балета» в Париже. Это была мистерия в трех действиях. Ее исполняли два дня кряду, накануне и в самый день праздника Тела Господня.

Накануне с большой помпой перед зданием муниципалитета, в присутствии знатных сановников, объявляли имена лиц, признанных достойными изображать «аббата Молодости» и «принца Амура».

На следующий день, под звуки сотен тамбуринов, флейт и других инструментов, народ длинной вереницей, взявшись за руки, весело плясал излюбленную фарандол , оглашая воздух радостными криками. Затем следовало представление, в котором участвовали все боги Олимпа и ада. Играли роли и ветхозаветный Моисей, и золотой телец, Иродиада и пр.

Наконец выходили волхвы, возвещавшие появление на земле Спасителя мира. Смысл этой мистерии заключался в торжестве христианства. Обставленная разнообразными символическими аксессуарами, мистерия эта сопровождалась мимикой, причем соответствующими танцами сопровождалось появление разных костюмированных групп, изображавших определенный момент в жизни народов, начиная от идолопоклонства до появления Христа.

Из сделанных описаний видно, что уже в раннее средневековье в разных государствах, как бы помимо воли изобретателей разных процессий, было положено серьезное начало для будущего развития хореографии. Вводимые в торжественные шествия пантомимные, разыгрываемые на улицах сценки с танцами везде составляли необходимый элемент в процессиях. Несомненно, что они послужили зародышем для будущих, более сложных хореографических представлений.

Rate this post