Писатель Арена. Басседанс.

БасседансВообще в средневековье никакие резкие движения, а тем более прыжки не допускались не только в высшем, но и в среднем сословии, собиравшемся в Германии в собственных танцевальных залах. Для соблюдения благоприличия в этих залах присутствовали особые цензоры нравов, имевшие право, в случае каких-либо резкостей во время танца, остановить музыку, впрочем мало ласкавшую слух у присутствовавших, или даже совершенно закрыть собрание. К числу предосудительных действий относилось перебрасывание дам и круговые с ними движения, от чего, впрочем, не могли впоследствии удержать никакие запретительные меры.

Переходя к выяснению характера других танцев, относящихся к XIII и XIV вв., и приняв к руководству первые опыты хореографических сочинений, появившихся в печати в начале XVI в., с достоверностью можно сказать, что описанные в них танцы исполнялись, конечно, гораздо ранее. В XIV и XV вв. они, несомненно, были уже известны во многих государствах, где принимали разнообразные формы.

Из известного нам первого печатного опыта, изложенного в стихах хореографического учебника Арены (1570), можно усмотреть, что в его время, а стало быть, и значительно ранее, существовала масса «низких» танцев с крайне разнообразными названиями. По ним можно сделать заключение, что главным мотивом в танцах была любовь, воспеваемая в разных тонах и формах. В этой маленькой книжке помещены три страницы танцев, получивших названия от первой строки песни. Так, например: «Большое горе», «Цвет красоты», «Моя любовь», «Я иду мой друг» ит д.

Фотографически воспроизводим из этой книги первую страницу с перечисленными Ареной танцами.

Поставленные после каждого названия буквы служили объяснительными знаками. То был первый опыт оркесографии, то есть записывания на бумаге танцевальных форм. Так, например, буква «К» означала реверанс (поклон), если эта буква стояла в начале объяснения, и пр. Курьезно, что этот список оканчивается поставленным автором возгласом: «Spe mea est unica Deus» («Бог — моя единственная надежда»).
Из книжки Антония Арены можно составить себе представление о басседансах его времени, которые, очевидно, начали исполняться намного раньше, чем появилась эта книга.

Перечисленные Ареной танцы названы им по первой строке песни, для которой была сочинена специальная мелодия.

В то время танцы имели уже свою регламентацию. Для сочинения разновидностей этих танцев, а также для их исполнения «по правилам», несомненно, уже с XIV в. и даже раньше существовали танцмейстеры, имена которых остались для потомства неизвестными.

Басседанс состоял из трех частей. Первая называлась «басседанс» («низкий танец»), вторая «retor» («возврат») и третья «tourdion». Басседансы были правильные или неправильные. Музыкальная их мелодия обыкновенно состояла из 16 тактов, которые повторялись так, что в первой части было 32 такта. Во второй и третьей частях было такое же число тактов. Если тактов было больше или меньше, то басседанс назывался неправильным.

Rate this post