Античная хореография Греции. Пиррические пляски

Мы уже говорили, что греческая оркестика преследовала до некоторой степени цели гимнастики, имевшей большое значение в греческой жизни, а потому пляски, изображающие борьбу, военные действия, т. е. пиррические пляски, развились особенно сильно.

Пляски, установленные Ликургом, были собственно учебными упражнениями в военном искусстве — маневрами.

Но пляски эти носили характер священный, так как исполнялись в честь богов.
Надо различать в них две группы: пляски с мифологическими сюжетами; пляски с сюжетом из обыденной жизни.

Прежде всего это была ритмизованная маршировка.

Гимнопедия и Эпоплея
Ликург установил две так называемые мем-фитические пляски: Гимнопедия, о которой мы уже говорили, что она исполнялась обнаженными девушками и юношами, и Эпоплея для взрослых. Они исполнялись на окраинах города под чтение поэтических рассказов, трактующих о героизме.

Пляски эти состояли из двух хороводов, участники которых метали друг в друга стрелы и закрывались щитами.

Некоторые древние писатели усматривали в технике мемфитических плясок четыре части: подизм — очень быстрое движение ног; ксефизм — симуляция борьбы и уклонение от направленного удара; скачки и прыжки — изображение влезания на крутизну или перепрыгивание через ров и, наконец, тетракона —род каре, вслед за построением которого вся мемфистика оканчивалась маршем.
Калобризмос и другие Во Фракии (по Афинею и Ксенофонту) были в ходу:
Калобризмос — пляска вооруженных людей, бряцанием оружия достигавших известных музыкальных результатов.

Тракторос и Калестес — пляски с оружием и сосудами, представлявшие в конце примерные бои. Вероятно, это были сначала хороводы, а затем pas de deux.
Также были пляски с луками, очень блестящие по своим аксессуарам, — имитирующие стрельбу и только.

Кирономия — сольная пляска, по Гиппократу, в ней вооруженный воин изображал хаос сражения и отчаянное сопротивление врагу.
Скиомахия, где изображался страх перед приближающимися призраками и сражение с ними.

Опопокея — легкая, лирико-пиррическая пляска под звуки лиры, — из хоровода и борьбы в конце.

Фермастрис. Афиней рассказывает о пир-рической пляске, проникнутой «пиррическим экстазом» — Фермастрис, — исполнявшейся воинами с обнаженными руками, в которых держали длинные мечи и топоры. Кончалась она ожесточением, в котором участники даже кусали обнаженные руки.

Пляска Титанов изображала борьбу людей с ними.
Костюмы при греческих плясках и танцах при Гомере танцовщицы не танцевали нагими, и от костюмов их остаются свободными только руки и ноги, о которых Гомер говорит с восторгом, в связи с плясками богинь и харит.

Костюмы для танцев складывались в зависимости от характера движений их.
Для изящного светского и священного танца Эммелейя надевался хитон короткий, легкий, дорического типа, для ритуальной пляски употреблялась длинная, тяжелая одежда. Костюм, очевидно, пиррической пляски описывается Гомером так:

«Девы в одежды льняные и легкие, Отроки в ризы светло одеты и их чистотой, как елеем, сияют.
Тех — венки из цветов прелестные всех украшают; Сих — золотые ножи, на ремнях через плечо.»

Некоторые из Пелопоннесских празднеств сопровождались переодеванием мужчин в женское платье.

При Сатурналиях же, совершавшихся ежегодно, рабы надевали платье господ, а господа — платье рабов.

На Панафенеях — празднествах в честь Афины — была невообразимая роскошь костюмов. Все блестело золотом шлемов участников пиррических плясок; пурпурные хитоны, легкие белые туники участниц бега с факелами, белоснежные длинные одежды девушек, сопровождавших платье богини… В светских танцах иногда завертывались в плащ. Менады участвовали в Дионисиях в очень легкой короткой пурпурной тунике, подобранной в нескольких местах, и в шкуре серны; на головах были иногда укреплены рога и непременно виноградный венок или, как на некоторых изображениях, змея вместо венка. Волосы всегда были распущены и носились по ветру во время бега.

В руках, как мы говорили, был зеленый жезл — тирс.
На пирах оркестиайи — танцовщицы (гетеры) были одеты в до того прозрачные туники, что Сенека в дальнейшем сравнивает одежду их с «хрустальной». В употреблении у них было желтое покрывало на светло-голубой подкладке из одного цельного куска прозрачной материи (изображение al fresco в Цицеро-новой вилле, в Помпее, изображающее танец Венеры и вакханки).

В Спарте Гимнопедия исполнялась, как несколько раз было сказано, совершенно обнаженными молодыми людьми, но в шлемах, со щитами и мечами.

В области Элиде был принят короткий дорический хитон (в празднествах Геры, состоявших из бега взапуски и хороводов).

В Аттике (ионийское племя) празднества обставлялись с наибольшею пышностью. Костюмы были пестрые, но сводились к перечисленным типам.

Облачение жрецов, непременно сопровождавших ритуальные шествия и принимавших участие в культовых плясках, состояло, в большинстве случаев, из длинных белых рубашек, шерстяных повязок, венков из соответствующего культу растения и аксессуаров божества.

Rate this post