Античная хореография Греции. Мистерии Диониса.

Культ Диониса-Вакха ярко выразился в особой религиозной форме — в мистерии (рюттіріа — тайное служение).

Мистерии, как думают некоторые, возникли из неудовлетворенности общепринятой государственной религией, которая не могла ответить вполне мистическим запросам духа, которые начали пробуждаться у греков.

В эпоху расцвета эллинской культуры и религиозные потребности передового класса общества ушли дальше народной религии в область мистицизма.

С этим новым течением должно было считаться государство и включить некоторые мистические культы в свою религию.

Исходом, или, вернее, целью античных мистерий (как и наших современных сектантских радений), был экстаз, что значит буквально -исхождение души из тела; мистерический акт назывался — оргией, — т. е. действом, а участниками оргий — были оргиасты, или мисты.

Экстаз — состояние известного транса, был средством ближайшего общения, или даже, по мнению Платона, возможностью уподобления и слияния с божеством.
Не перечисляя весьма разнообразных вариантов восточного мифа о Дионисе-Вакхе, постараемся сделать общий, так сказать, средний и краткий свод их.
Дионис, или Вакх — бог урожая винограда (лучшего дара природы Греции) и виноделия, — был сын бога Неба, или Ливня и богини Земли и Плодородия, т. е. Зевса и Деметры. Он был отдан на воспитание нимфам и впоследствии растерзан Титанами, которые разбросали его члены по вселенной, но потом он возродился вторично после того, как Зевс проглотил его сердце.

Жрицами этого мистерического культа были женщины, называвшиеся менадами (от uaivoucn — беснуюсь), в воспоминание о воспитательницах Диониса-Вакха — нимфах.

Ночью, при свете факелов, устраивалось фантастическое шествие. Флейты, систры, треугольники, тимпаны и кимвалы смешивались с беспорядочным пением и воплем «неистовых» менад, совершающих танец с сильно перегнутым назад корпусом и быстро несясь вперед. Все шествие бежало неистово, как вихрь, и беспорядочно, но соблюдая общий ритм. Многие жрицы-менады падали по дороге в исступлении от усталости, с пеной у рта, и корчились на земле в странном экстазе. Одним из факторов экстаза было вино. В этом неистовстве приносились кровавые жертвы Дионису. Менады доходили до такого невероятного подъема сил, что способны были разорвать на части жертвенного быка. Так совершались эти мистерии, называемый Дионисиями или Вакханалиями. В этом шествии-беге вряд ли было место правильной пляске.

Но когда шествие прибегало к жертвеннику бога, менады исполняли более или менее правильную мимическую пляску, воспроизведенную на многих изображениях на вазах.

Rate this post