Маскарады

МаскарадыПервые короли Франции любили тешить своих подданных придворными праздниками. Имеется свидетельство, что Людовик Святой в 1250 г. устроил свадебный с танцами пир по случаю бракосочетания своего брата. Но все придворные балы с неизменными, медленными «bases danses» нельзя признать веселыми, потому монотонность их не могла долго держаться в обществе. Простота и наивность этого рода развлечения наконец перестали нравиться. Прежнюю скромность начала нарушать развивавшаяся страсть к маскарадам и разного рода небольшим «entremets», которые, как мы уже говорили, исполнялись за обедом, в перерывах, между кушаньями. То были незначительные краткие пантомимы с танцами. В связи с уличными передвижными балетами, им суждено было сыграть большую роль в деле развития хореографического искусства и особенно в создании особого сценического зрелища — «балета» с рядом танцев, из года в год под напором духа времени изменявших свои формы.

Едва ли не первый опыт маскарада оказался неудачным. Он был устроен в 1393 г. История дала ему сатирическое название балета «пламенных» («bal des ardents»). Он окончился катастрофой.

Герцогиня Беррийская по случаю свадьбы одной из придворных фрейлин устроила праздник. Для развлечения дам молодежь приготовила им сюрприз. Решили, неожиданно для всех, исполнить «танец диких» и в эту затею посвятили короля Карла VI. Четверо придворных сшили себе костюмы с вывороченного меха, в таком виде, привязанные друг к другу цепями, как полоумные, ворвались в танцевальную залу. Они гоготали, издавали дикие крики, прыгали, скакали, подражая далеко не изысканным для того времени движениям диких народов. Танцоры, конечно, возбудили всеобщее любопытство. Герцог Орлеанский, желая узнать таинственных «инкогнито», взял в руки факел и подошел к одному из них с целью приподнять его маску. По неосторожности пламя факела зажгло мех на костюме. Огонь быстро перешел от одного к другому и, по словам хроникера того времени, все четверо запылали подобно горящим факелам. Огонь перешел и на гостей. Все королевское семейство едва спаслось от огня. Сам же король спасся только благодаря присутствию духа его тетки, герцогини Беррийской. Увидев загоревшееся на племяннике платье, она быстро закутала его в складки длинного шлейфа своего платья и таким образом затушила пламя.

Маскарады следует считать первой ступенью для перехода к балету. Их сразу полюбили, потому что они были средством для разных выходок благородного сословия, искавшего случая, где бы повеселиться. Тут, во имя общего веселья, дозволялись выходки, где молодежь нередко переступала границы приличия.

Rate this post