Куранта

КурантаВозвращаясь к куранте, следует заметить, что хотя этот «прогулочный» танец вместе с паваной составлял украшение гораздо позднейшего, блестящего века Людовика XIV, но возникновение его относится к значительно более раннему периоду.

Самым скромным образом его исполняли уже и в XIV в. Первоначально куранту танцевали вдвоем, с легкой припрыжкой. Эту упрощенную форму называли «простой курантой» («Courante Simple). При прохождении вокруг всего зала кавалер все время держал свою даму за руку. Казалось бы, что такое немудрое гулянье по гладкому полу не представляло никаких технических затруднений для танцующих. На деле же это было далеко не так просто. Требовалась серьезная подготовка, без которой куранта представляла бы не благородный танец с красивыми жестами и правильными, соразмеренными передвижениями ног, а простой заурядный образец пешего по зале хождения. В этом умении ходить или, как говорили древние греки, шествовать, заключался секрет куранты, которая по праву считается родоначальницей танцев, созданных в последующие времена. Кто умел хорошо и красиво танцевать куранту, тому казались легкими и все остальные танцы; потому куранту считали грамматической основой для познания всего танцевального искусства.

Фигуры куранты были очень разнообразны. Любимая из них состояла в том, что три кавалера брали за руку трех дам и под музыку вели их на другой конец зала. Оставив своих дам, один из кавалеров припрыгивал, делал разные жеманные жесты и грациозными движениями снова подходил к одной из дам с предложением следовать за ним. Те же самые эволюции проделывали и другие кавалеры. Получив отказ, кавалеры становились на колени перед дамами, которые, после некоторого колебания, наконец склонялись на просьбы, подавали руку и тут уже начиналась настоящая куранта, т. е. хождение вокруг зала. Это шествие вскоре временно прекращалось, с тем чтобы снова возобновить прежнюю, варьированную пантомиму, в которой как кавалеры, так и дамы имели возможность блеснуть изяществом манер и красотой галантных движений.

Однообразие этого танца не могло, однако, оставаться в «первобытном» состоянии. И действительно, образовалась другая форма. Кавалер не держал больше свою даму за руку, а оба исполнителя шествовали вокруг зала самостоятельно . Этот вариант вызвал и последующий за ним, то есть куранту с фигурами.
Первоначально куранту, как было уже сказано, танцевали с легкой припрыжкой, а затем ее исполняли, отделяясь очень мало от земли. Мнения о происхождении куранты различны. Одни утверждают, что этот танец чисто французский, другие говорят, что он перенесен в Париж из Италии, где он был известен под именем («течение воды»). Такое название было дано куранте вследствие плавного колебания колен при его исполнении.

Курантой начинали все танцевальные вечера. Сделавшись церемониальным танцем, она занимала то же место, какое впоследствии занимал польский, которым открывались все балы.

Rate this post