Кардинал Ришелье и развлечения

РешельеБалет, поставленный в 1634 г., в день рождения кардинала Ришелье, был, бесспорно, самым курьезным и оригинальным из всех сценических произведений, поставленных в царствование Людовика XIII. Он назывался «Истина — враг наружного вида». Этому балету хотели придать морализующее значение с конечным выводом, что наружность обманчива. Сначала выходили Ложные Слухи и Подозрения, шедшие впереди Лжи. Эти аллегорические фигуры были одеты петухами и курами. Они пели хором на смешанном итальянском и французском языках, с криками «ку-ку-реку» и кудахтаньем. После пения из облака в предшествии Ветров показывалась Наружность с крыльями, длинным павлиньим хвостом и в одежде, покрытой массой зеркал. Фигура эта высиживала яйца, откуда сразу вышли Приятная Ложь, Лесть, Интриги, Шутовская Ложь, Сплетни и пр. Обманы были одеты в мрачные платья со змеями, выглядывавшими из цветов. Лесть изображала обезьяна. Интриги в костюмах рыбаков, ловящих раков, с фонарями в руках и на голове. Ложь — в одежде нищих с деревянными ногами и пр.

Появлялось Время. Оно изгоняло Наружность и на ее место выдвигались песочные часы, откуда Время выводило Истину и 12 часов, которые оканчивали представление совместными танцами.

Балетные спектакли давались и в разных городах, где они ставились по случаю прибытия королевских особ. Так, в 1635 г., в Арсенале был дан балет под названием «Флот». Было собрано все, что только в древности называлось богами и богинями моря. Разные нации, под прозрачными именами, восхваляли доблести и победы короля, который с королевой восседал на троне, любуясь водяными мифологическими божествами, пришедшими с целью преклониться перед владыкой мира, т. е. перед французским королем.

Сам Людовик XIII, несмотря на свой неприветливый характер, принимал деятельное участие во многих балетах. Он танцевал в балете «Освобождение Рено» (1617), в котором играл роль Демона Огня, в «Аполлоне» (1621). С участием короля были поставлены «Вакханалии» (1625), «Воры» (1624), «Сен-жерменские феи» (1625), «Серьезное и комическое» (1627), «Триумфы» (1635).

Любители хореографии заметно были недовольны неинтересными, малоосмысленными спектаклями. Тогда кардиналу Ришелье пришла в голову мысль поставить такой балет, который поразил бы всех своей красотой. Он лично составил сюжет, имевший целью возбудить патриотизм в придворном кругу. Такая затея, однако, не удалась. В его дворце в 1614 г. состоялось представление этого задуманного кардиналом грандиозного зрелища. Балету было дано название «Благоденствие и слава французского оружия». При тридцати шести балетных выходах в балете было пять грузных действий. Постановка танцев была поручена некоему Дюрану, совершенно бездарной личности, пользовавшейся особым расположением Ришелье.

Тяжеловесный балет оказался очень плохим, несмотря на то что на его постановку было потрачено около 900 ООО ливров. Для спектакля этого была даже устроена в Париже особый громадный зал, вмещавший массу публики, в числе которой были допущены и простые граждане Парижа.

Творчество и гений французов, не находя себе применения на родине, нашли себе приют в соседних государствах. Английский двор при устройстве придворных празднеств пользовался услугами одних французов. Германские маленькие дворы также нередко приглашали из Франции разного рода художников для постановки бывших в то время в моде спектаклей с пением и танцами.

Затея Ришелье с его неудавшимся балетом по своим последствиям имела и хорошую сторону. Устройство отдельного зала навело на мысль, что нельзя ограничиваться одними зрелищами при дворе, куда народ не допускался, и что наступила пора дать и гражданам возможность развлекаться представлениями на публичных сценах Это сознание привело к устройству в последующем царствовании настоящих театров, с платными местами.

Так прошло все царствование Людовика XIII. Давались по прежнему роскошно обставленные церемониальные балы, на которых исполняли торжественные «низкие» танцы, в которых главную роль играли изящество жестов и серьезность исполнения. Все без исключения придворные обоих полов, несмотря на возраст и положение в обществе, считали себя обязанными обучаться танцам. Даже всесильный кардинал Ришелье не гнушался танцевать в присутствии Анны Австрийской.

Не один только двор развлекался на балах; развлечение танцами проникло во все слои общества. При праздновании каждого события как в государственной жизни, так и в королевской семье не обходилось без постановки нового балета. Стихи к балетам большей частью писались Бордье, Коллете и другими, которым, однако, не суждено было заслужить благодарность потомства. Их произведения не оставили по себе никакого следа. Талантливых хореографов также не было. Балеты ставились по установившимся традициям, не допускавшим никаких новшеств. Царствование Людовика XIII, впрочем, может быть отмечено крупным нововведением. Были впервые учреждены особые, частные школы для учителей танцев и для скрипачей. Первая «привилегия», т. е. патент на звание танцевального учителя, по приказу короля, была выдана Бомануару, который, однако, себя ничем не прославил. Провинциальные города также не отставали от Парижа и брали с него пример, устраивая балы с танцами.

XVI и XVII вв. на танцевальные интермедии, называвшиеся балетами, смотрели как на зрелище, доставлявшее исключительно одно удовольствие. Тем не менее за это время начали уже предъявлять к искусству более серьезные требования. При постановке танцев руководствовались уже определенной задачей, которая, однако, выполнялась еще самым наивным и примитивным способом. Сцены и «entrees» следовали одна за другой, не имея никакой взаимной связи. После танцев каких-либо животных, из-за гор или в облаках появлялись олимпийские божества. Несомненно, что вся постановка была в зависимости от сюжета. Тряхнули стариной и вспомнили беседы Лукиана об античных танцах. В его указаниях на многочисленные эпизоды из мифологии, а их он перечислил больше сотни, нашли неисчерпаемый материал для балетных программ.

Ставились еще балеты исторические и аллегорические с поэтическим вымыслом, открывавшим обширный горизонт для фантазии сочинителей. Самое же крупное место было отведено мифологии. Влияние античного мира в эту эпоху было громадно. Оно преемственно прошло и через последующие века, оставшись вплоть до XX ст. нимало не поколебленным.

Rate this post