Изобретение танцев в Египте

танец в ЕгиптеЕгипет составляет единственную в древности страну, которая 5000 лет тому назад имела уже известную культуру. Много веков, однако, история этого народа была покрыта таинственной дымкой, и все его обряды и мистерии оставались малопонятными до тех пор, пока не был найден ключ к иероглифам. Древние, грандиозные памятники, поражающие своими колоссальными размерами руины Фив, Луксора и др. испещрены загадочными рисунками, по которым кропотливая наука сумела, насколько возможно, воссоздать всю жизнь страны фараонов. Эти надписи показывают, что в Древнем Египте пять тысяч лет тому назад люди жили, любили, страдали, ненавидели, веселились так же, как и мы в настоящее время. Изображения многочисленных, со странными звериными головами, божеств египетской мифологии, воспроизведенные игры, женитьба, похороны и пр. представляют наглядную картину повседневной жизни Древнего Египта, начертанную в открытых гробницах.

Барельефы и фрески на каменных глыбах сохранили для нас и понятие о египетских празднествах. Все эти празднества, имевшие, в большинстве случаев, чисто символический характер, судя по иероглифам, обставлялись рядом танцев. Но тем не менее нельзя не отметить, что хотя иероглифические надписи обнимают собою почти две тысячи лет, с целым рядом сменявшихся династий, но эволюцию танцевального искусства древних обитателей Нильской долины уловить почти невозможно потому, что вариантов хореографических встречается мало. Это объясняется, вероятно, сильной устойчивостью принятых форм, остававшихся незыблемыми в течение многих веков.

Кроме безмолвных вековых свидетелей имеются еще и письменные сведения о египетских танцах в сочинениях Платона, Лукиана, Диодора, Плутарха, Геродота и других писателей, которые удостоверяют, что египетские танцы служили главной основой египетского культа. Вместе с тем они же подтверждают, что в Египте, от колыбели гражданина до его могилы, как в тихой, семейной, так и в общественной и духовной жизни, танцы играли громадную роль.

Скудны, конечно, иероглифические материалы, но и по ним можно установить, что египтяне времен фараонов были великими любителями разнообразных процессий. Фигура человека с поднятой ногой или просто одна нога составляли «иероглиф танца». Такими знаками переполнены высеченные, за тысячи лет до Рождества Христова, надписи на памятниках седой старины Египта.

Благодаря обилию подобных «приподнятых ног», получилась полная возможность заключить, что танцевальное искусство было известно на берегах Нила с самой глубокой древности. Тем не менее нельзя не сознаться, что насколько отрывочны сведения о Египте, настолько же отрывочны и наши понятия о танцевальном искусстве египтян.

Изобретение музыки и танцев в Египте приписывается «советнику и секретарю» главного божества Осириса — Гермесу. По заверению Диодора, Гермес преподал человечеству правила «эвритмии», то есть ритм пения — музыку и ритм движений — танцы. Гермес научил египтян искусству грации и соразмерным движениям корпуса.

Согласно же другим исследованиям, изобретение музыки и танцев приписывается древнейшему царю Манеросу который «покорял сердца народов» не устрашением, а распространением цивилизации и счастья, путем вводимых им всюду знаний и изящных искусств — музыки и танцев. Сложилась легенда, что этого царя — друга веселья, постоянно окружали девять красавиц, искусных в разных науках и преимущественно в пении. Очевидно, что эта труппа послужила прототипом девяти муз в Греции, вносивших всюду счастье, радость и оживление.

Пение с танцами было необходимою принадлежностью как при исполнении разных обрядов, так и в разных события обыденной жизни — женитьбе, похоронах. Особенно подробно был объяснен существовавший будто бы похоронный танец, который в разных видах встречается высеченным на разных барельефах.

Несомненно известно только, что пение и танцы составляли самый естественный способ проявлять свою радость. Вознося молитвы божествам, египтяне танцевали; точно также плясали они и по окончании всяких полевых работ. Были ли у них собственно народные танцы, осталось неизвестным. Только один подобный танец увековечен. Осталось целым изображение рабочих, возвращающихся после жатвы. Ударяя друг об друга две коротенькие палочки, полуобнаженные рабочие представлены быстро скачущими, двигающимися вперед.

Rate this post