Источники информации Еврейских танцев

Еврейские танцыИсторические источники об еврейских танцах очень скудны. Исследователи черпали сведения об искусстве избранного народа исключительно из книг Ветхого и Нового Завета. Все тексты Св. Писания, где, хотя бы вскользь, упоминается о плясках, были использованы; но тексты эти настолько отрывочны и кратки, что точного представления о танцевальном искусстве израильтян составить невозможно. Хотя у всех толкователей источники были одни и те же, то есть Книги Бытия, Исхода, Царств и пр., но сделанные выводы все-таки противоречат друг другу. Большинство более отдаленных от нас историков во что бы то ни стало старались доказать, что в ветхозаветные времена еврейские танцы * имели характер исключительно священный, религиозный. На основании частного случая о пляске царя Давида они сделали общее заключение, что танцы составляли принадлежность религиозного культа. В подтверждение своего взгляда приводят еще то обстоятельство, что из описания храмов в Иерусалиме и Александрии усматривается, что храмы эти были построены в форме театра с «хором», занятым канторами и танцорами, принимавшими будто бы участие во всех религиозных торжествах. Это, однако, не более как искусственная, ничем не доказанная натяжка исследователей, задавшихся предвзятой мыслью доказать, что первоисточником танца была религия.

Другие же, позднейшие, историки, заручившись вескими данными из других источников и сопоставив их с объяснениями Талмуда, разобрали выводы своих предшественников и совершенно опровергли заключение о религиозном значении еврейских ветхозаветных танцев.

Таким образом, по мнению автора, следует совсем отбросить вошедшее во все книги о танцах утверждение, что в еврейских религиозных торжествах танцы имели обрядное значение. Если евреи и плясали, то те танцы, о которых упоминается в Библии, служили исключительно для выражения радости и восторга, по поводу какого-либо события или торжества, причем, конечно, воздавалась и хвала Богу. Это вполне достоверно потому уже, что во всем Ветхом Завете нигде не говорится о танцах во время ежедневных богослужений. Если бы танцы действительно существовали при священнодействиях, то это обстоятельство несомненно было бы так или иначе отмечено летописцами.

Несомненно, что танцы существовали еще до выхода евреев из Египта. Кроме публичных плясок во время торжеств, развлекались танцами и молодые еврейские девицы. Это видно из упрека, сделанного Лаваном Иакову «Я бы проводил тебя при звуке тимпанов и кимвалов».

Еще о танцах упоминается в рассказе о радостной дочери Иефая, в сопровождении танцующих подруг бежавшей навстречу возвращавшемуся с войны отцу-победителю.
В Писании приводится еще любопытный эпизод о молодых девицах из Сило. Они беззаботно развлекались танцами. В это время, по совету старцев, молодые люди, из колена Вениамина, внезапно вышли из засады и похитили этих девиц, родители которых не хотели отдать их в замужество.

После перехода евреев через Красное море Моисей и пророчица, сестра Аарона, Мариам, в благодарность за чудесное избавление от врагов, пели и плясали во славу Божию. Они составили два хора, один из мужчин, другой из женщин; стали в их главе и, с тамбуринами в руках, плясали и пели ту чудную песнь, которая изложена в Книге Исхода.

Уверяют, что при этом соблюдался удивительный порядок, причем восторженный каноник Менестрие не постеснялся назвать эту церемонию «балетом», поставленным Моисеем на берегу Красного моря.

В позднейшее время, когда евреи избрали себе царя, каждое выдающееся событие, в котором видимо проявлялось Божеское Провидение, сопровождалось публичным торжеством, где было уделено место и танцам.

Когда Давид, после убиения Голиафа, вернулся домой, то, по словам Книги Царств, женщины всех Израилевых колен вышли навстречу победителю и чествовали его пением и плясками под звуки флейт и тамбуринов.

Rate this post