Айседора Дункан и античные принципы ее плясок

Айседора ДунканНаш балет сознательно уходит от жизни, от естественности в область условностей, сознательно обесценивает естественную выразительность человеческого тела, хотя и любуется им, но только как отвлеченной формой, без духовного содержания, одним зрительным путем. Тело в своих движениях перестало быть для нас «реализующимся движением души».

После античной религии, постигавшейся при посредстве человеческого тела, настало христианство, всеми силами презиравшее греховную плоть. И после веков успешного гонения со стороны церкви на человеческое
прекрасное тело, наступило, так сказать, возрождение культа тела, но тело в этом культе оказалось изуродованным.

Во-первых, от него отняли душу, оставив одни формы, но и формы эти заключили в уродливые и произвольные рамки балетных условностей.

Во-вторых, тело тщательно закрыли трико, газом, гримировкой и сделали его греховным.

Айседора Дункан прониклась античным культом тела, нашла в этом теле потерянную в течение целого тысячелетия естественную выразительность, и ее движения стали духовными знаками.

Огромные сокровища музыки, живописи, поэзии вдруг нашли себе еще одно выражение, более совершенное, чем звуки и краски, — это живое человеческое тело, яснее самой музыки, яснее самой поэзии и живописи выражающее тот дух, который живет и в произведениях Ботичелли, в симфониях Бетховена, Шумана, ту тайну, которую унесли с собой улетевшие с Геликона и Елевсиса античные боги.
С фресок, статуй, барельефов Айседора Дункан внимательно перевела все жесты позы, все ракурсы античных изображений на свое тело. Все эти движения прекрасны потому уже, что они естественны, как «движения зверей на свободе» (по сравнению самой г-жи Дункан), и они благородны, так как выражают собою движения человеческого духа в эпоху его лучшего расцвета — в эпоху античной культуры. Изучение античных образцов на себе воспитало тело г-жи Дункан свободным, а дух ее чистым, и вот почему ее телу не нужны одежды, закрывающие безжалостно проблески духа.

Айседора Дункан, опираясь на теорию Шопенгауэра, говорит:
«Когда движение вселенной концентрируется в индивидуальном теле, оно обнаруживает себя в нем, как «воля». Так, например, движения земли, как концентрация окружающих ее сил, создают земле ее волю. Земные творения со своей стороны, принимая и концентрируя в себе эти силы, переданные и видоизмененные их предками и определенные их отношением к земле, порождают свои индивидуальные движения, которые мы называем их «волей»».

«Истинный танец должен бы быть естественным тяготением воли в индивидуум, который, не более не менее, как тяготение вселенной, перенесенное на человека…»

«В своей живописи и скульптуре, архитектуре и поэзии, танце и трагедии греки берут свои движения из движений природы. Это особенно ясно можно видеть на всех изображениях греками богов. Греческие боги, т. е. олицетворения сил природы, всегда изображаются в тех позах, которые выражают конкретизацию и развитие данных сил. Вот почему искусство греков не осталось узко национальным и специфическим, а есть и будет на все времена искусством всего человечества».
«Поэтому, когда я на земле танцую обнаженной, я естественно принимаю греческие позы, потому что они — естественные позы на нашей земле».

«В каждом искусстве нагота — самое высокое. Художник, скульптор и поэт следуют этой истине, только танцовщик забыл о ней; а он должен бы был больше всех думать о ней, потому что материалом его творчества служит само человеческое тело».

Rate this post