Гальярда

Гальярда (Gaillarde) чисто итальянского происхождения. В Италии ее называли также «готапа» и «романеска» («romanesque»).

Во Франции и Италии гальярда была одним из самых популярных танцев. Ее танцевали в разных слоях общества. Студенты обязательно исполняли гальярду на всех своих праздниках.

Гальярду, в противоположность паване, танцевали с «верху», т. е. отделяясь от земли, и этот подъем всего корпуса посредством резкого движения и составил успех этого танца.

Музыкальный размер гальярды состоял из четырех одинаковых па, затем следовал прыжок и, наконец, пятый темп — резкая остановка в таком положении, чтобы одна нога находилась впереди другой. Из этих шести темпов пятый считался как бы вне пространства, на воздухе — «вздох», так что, в сущности, темпов специально присвоенный гальярде было только пять.

Пять гальярдных па дробились на шаги и фигуры, придававшие танцам известный колорит и вместе с тем и красивую плавность. После общего тура кавалер и дама проделывали свои па отдельно.

Па гальярды заключается в прыжке. Сначала приподнимают левую ногу, потом правую, затем левую и снова правую; на пятом такте высоко подскакивают, а на шестом становятся в такую позу, чтобы при повторении возможно было начинать снова не с левой, а с правой ноги. Прыжок на пятом и опускание на шестом называли «каденцией», то есть заключительной фигурой ритмической фразы, которая по отношению к четырем маленьким переменным подниманием ног составлял «grand saut» — большой прыжок, продолжавшийся целый такт с паузой.

Высокий прыжок имел практическое значение. Он дозволял исполнителю сделать «перемену ног» и остановиться по желанию в какой угодно позиции. Во время прыжка можно было сделать или кабриоль, или одной ногой сделать кругообразное движение, или какую-либо фиоритуру.

Первоначально гальярду называли «танцем пяти темпов»; только впоследствии, когда она вошла в общий обиход, дали ей имя, надолго затем сохранившееся. Гальярда имел вид «капризного» танца, совершенно свободного от заранее установленных правил. Туано Арбо недаром называет этот танец скромным, гармоничным, но в тоже время и «бурным».

Хореографическая форма гальяр-ды резко отличалась от гармонически двигавшейся пары «низких» танцев. Танцевавшие, мерно склоняясь то вправо, то влево, плавно покачивались на волнах ритма излюбленных плясовых песен. Оскар Би называет этот танец опьянением тела, чувственным восторгом, апогеем восприятия вакхического ритма. В чистом, первоначальном своем виде гальярда почти не исполнялась. Благодаря виртуозности танцоров, она то урезалась, то снабжалась разными хореографическими орнаментами и вариантами. Исполнители изощрялись в ловкости, стараясь разнообразить свои фантастические завитки. Вследствие этого у гальярды было много придаточных названий. Существовали римская, миланская, лионская и другие.

Туано Арбо был на одной свадьбе и его поразил молодой человек, который танцевал «пять па» следующим образом: 1) позитура с выдвиганием вперед левой ноги; 2) приподнятие левой ноги; 3) поворот вполоборота налево и приподнимание правой ноги; 4) подъем правой ноги; 5) и 6) каденция с большим прыжком. Вариации в этом танце были бесконечны. Вместо подъема ноги касались пола только носком или каблуком. Перед подниманием ноги делали шаг и обратное шарканье ноги. Отставляли ногу; употребляли «трикотирование», то есть быструю смену ударов носком и каблуком — любимый темп Генриха IV.

Благодаря измышляемым учителями вариантам, первоначальный тип гальярды подвергся разнообразным изменениям, так что «каденца» с прыжком приходилась уже не на шестом, а нередко и на двенадцатом такте.

Наиболее употребительными гальярдами были «La traditore my famorire»; «Antoinette, la Mifanaise»; «Baisons nous la belle» и др.
Из книги Карозо видно, что в Италии был еще популярен танец «La Cascarde»; но это была только переиначенная гальярда с более быстрыми темпами, пересыпанными мелкими па.

Гальярда исполнялась со шляпой на голове. Несмотря на довольно быстрый темп гальярды, ее танцевали не снимая шпаги, которую поддерживали левой рукой.
Гальярда считалась танцевальным турниром, состязанием танцоров, конкурировавших в ловкости исполнения и в изобретательности оригинальных па, применяемых ими к этому танцу.

Учителя танцев, при своих уроках, обращали особое внимание на гальярду. Кто хорошо исполнял этот танец, тому легко доставалось изучение и всех остальных танцев того времени.

К числу вариантов гальярды относится еще танец тордион, который отличался от гальярды тем, что его па были более гибкими. Танец этот быстро исчез с хореографического горизонта. Он не мог удержаться благодаря дикости обязательно судорожных движений при исполнении.

Rate this post