Еврейские пляски — зарождение танца

Европейские танцыСкорее всего, можно предположить, что на пиру у Ирода, по заведенному обычаю, плясали наемные иноземные танцовщицы. Их танцами увлеклась и присутствовавшая тут Саломея. Во время всеобщего веселья она стала подражать движениям плясуний из Египта, кочевавшим по разным государствам и попавшим ко двору Ирода. Наше мнение вполне вероятно потому, что, согласно достоверным историческим источникам, евреи «не гнушались альмей». В жизни Иерусалима нередко упоминается об этих танцовщицах, развлекавших за деньги пиршествующих богачей.

Таким образом, совершенно отпадает предположение о каком бы то ни было самостоятельном искусстве танцев у древних евреев.

Когда евреи должны были покинуть родину, то они рассеялись чуть не по всем странам мира и нигде не сохранили даже признаков национальных танцев. Очевидно, что общих национальных танцев у них не могло сформироваться. В каждой стране, где поселялись евреи, создавался особый род их развлечений, в основе которых все-таки лежали древние, ветхозаветные традиции.

Это особенно заметно было у евреев, проживавших во Франции. В Меце еврейские свадьбы сопровождались целым арсеналом обрядов с символическим характером. Пировали и танцевали в течение целой недели после свадьбы.

Независимо от этого, считаем не лишним указать на показание немецкого ученого Лакемахера, описавшего нравы евреев. Он утверждает, что еврейский праздник под названием «Кучки» имеет большое сходство с греческими Вакханалиями. Такую параллель приводить и Плутарх. Сходство «Кучек» с празднествами в честь Вакха основывается будто бы на том обстоятельстве, что во время праздника «Кучек» вакхические тирсы были заменены пальмовыми ветвями и, кроме того, в храме происходил «ночной бал», в котором допускались различные излишества наподобие Вакханалий.

Такое мнение, однако, следует совершенно отвергнуть. Никаких Вакханалий у евреев не было. Это можно доказать тем, что во Второй книге Маккавеев по приказанию Антиоха евреев во время Вакханалий насильственно заставляли надевать на головы венки. Употребление же во время «Кучек» предписанных Моисеевым законом пальмовых ветвей, веток с фруктами и пр. подало повод к утверждению, что евреям не были чужды вакхические пляски.

Мы упоминаем об этом празднике, потому что, по словам Талмуда, на который указывает названный нами немецкий ученый, во время «Кучек» ветхозаветные евреи исполняли, а может быть в какой-нибудь стране, куда их закинула судьба, исполняют и до сих пор, какие-то веселые танцы. В роскошно освещенном месте, предназначенном в храме для женщин, во время «Кучек», по словам Лакемахера, собиралась ночью толпа, где старики и молодые «плясали и прыгали с удивительною ловкостью», держа в руках высокие зажженные факелы и свечи, которые они бросали в воздух: затем снова подхватывали их, продолжая плясать неустанно и всегда в такт музыке.

Едва ли, однако, этим танцам можно присвоить какое-либо специальное название. Хотя и плясали в такт музыке, но пляски эти не были, очевидно, заранее установлены. Потрясая светочами, прыгали и скакали до изнеможения. Недаром же эти танцевальные увеселения, продолжавшиеся всю ночь, назывались «радостью дома изнеможения».

Большинство же евреев, живущих в Европе, переняли обычаи того государства, где они проживают. Танцуют польки, контрдансы и пр. Собственно же еврейской пляски у них не имеется.

Еврейские, или, как их называют, жидовские, танцы, исполняемые на сценах, изобретены танцмейстерами конца XIX — начала XX вв. Это не более как комические упражнения фигляров, кривляющихся в длинных, черных лапсердаках, с ермолками на голове, длинными пейсами и трясущейся козлиной бородой. Это не сатира, а пасквиль на еврейскую национальность. Следует заметить, что на памяти автора, в Петербурге и Москве, в казенных театрах, после представления какой-нибудь драмы, исполнялись так называемые дивертисменты, в которых, для увеселения публики, казенными балетными артистами, между прочим, исполнялся и жидовский танец с неизменными подпрыгиваниями, кривляньями поддельных Ицек и Мойш. Только позже дирекция Императорских театров (очевидно, в сознании неуместности этой пляски-насмешки) «вывела ее из употребления».

Однако, публике это, увы, нравилось. В разных кафешантанах и театрах-варьете посетители охотно глядят на прыгающих артистов, исполняющих якобы национальную еврейскую пляску, не сознавая, что перед ними происходит грубая, недостойная фальсификация.

Rate this post