Техническое выполнение египетской пляски приходится восстанавливать по очень скудным сведениям из произведений античного писателя Лукиана, говорящего о египетских плясках, и догадываться по тем немногим барельефам, которые в большинстве случаев дают ряд поз пляски, но по ним нельзя с уверенностью судить о том, как и в какой последовательности протекала египетская пляска, а, главное, нельзя установить данных о «перспективе» пляски, т. е. о размещении участвующих на плоскости во время пляски ансамблей.
Что касается фигур, употребляемых в египетской пляске древности, можно предполагать следующее.
Очевидно, египетская пляска, получившая начало от подражания естественному источнику — движению небесных светил, являющих геометрические фигуры, сохраняла склонность к геометрическим построениям в планировке групп: круг с центром, квадрат, треугольник, прямая линия — вероятно, чаще всего встречающиеся, фигуры древней египетской пляски.
Совпадали ли движения исполнителей, или каждый танцевал, не заботясь о совпадении движений с другими партнерами — сказать трудно.
Из движений самыми распространенными были прыжки на месте, разнообразные и очень сильные перегибы корпуса в разные стороны; жесты горя — закинутые за голову соединенные руки, жесты радости — выпрямленные вверх руки. Пластика египтян, в противоположность нашей пластике, не боялась острых углов.
Из мужчин в плясках участвовали только невольники и жрецы различных культов, и то выполняя только мимическую часть ритуала богослужения, как, например, в вышеупомянутом культе Изиды, жрецы воздевали руки, делая жесты благословения, покачиваясь корпусом и наконец падая ниц перед статуей.
Религия занимала в жизни Египта главное место, и ритуалы ее были выработаны с изумительной педантичностью, а потому движения и фигуры пляски имели строгие, раз навсегда принятые формы, а отнюдь не являлись импровизацией, или творчеством исполнителей. Если так строги были требования к пляске, и если она была так сложна, то, надо думать, что исполнители проходили сложную школу пластики.
Как мы знаем, пляска была необходимой и главной частью богослужения, а потому класс жриц в Египте был очень велик.
Так, при храме Аммона была целая труппа танцовщиц и певиц, и здесь процветал культ пения и пляски.
Жрицы имели мистический почетный титул «наложниц божества», и им оказывали высокие почести. В Фивах одно время жрицы были номинальными повелительницами.
Обыкновенной одеждой жриц была легкая туника, длинная, оставляющая руки обнаженными. На руках носились драгоценные запястья и браслеты.
Что касается танцев в светском высшем обществе, то их исполняли женщины гарема вельможи перед своим хозяином, его главной женой (разделявшей его права и почести) и гостями.
Гарем вельможи состоял отчасти из дочерей хороших фамилий Египта, отчасти из чужестранных рабынь. Все они служили и певицами и танцовщицами.
На одной гробнице придворного V династии есть изображение такого гарема, танцующего перед своим владыкой.
Домашними развлечениями также были гимнастические упражнения, игра в мяч и борьба, причем зрителями были хозяин и его гости.
Костюм древних тапцовщиц гарема составлял короткий передник, верхняя же часть туловища оставалась совершенно обнаженной; они носили ожерелья, запястья и браслеты на руках и ногах, часто украшали тело гирляндами цветов, а головы венками и лентами. Волосы носили короткими, или прически из нескольких кос. Обуви у танцовщиц, вероятно, не было.
На многих изображениях египетские танцовщицы пляшут с трещотками или кастаньетами.