Египетский танец «ветер»

танец ветерИз открытых недавно барельефов усматривается, что рисунки изображают балетные представления, которыми древние египтяне угощали своих гостей. Из таких танцев, согласно разъяснению надписи на одной гробнице в Бени-Гассане, относящейся к XII династии, был известен танец под названием «ветер» — Одна танцовщица закинулась назад, касаясь земли, другая старается принять такое же положение, наконец, третья стоит сзади с приподнятыми руками.

Серьезные исследователи (А. Эрман) додумались даже до объяснения движения артисток: танцовщицы, по их мнению, изображают колеблемые ветром растения, кусты и папирус. Конечно, такое объяснение нельзя признать достоверными Оно вызывает только улыбку.

Мор Эммануэль, написавший «Античные танцы в Греции», отметил, что эллинское искусство и греческие танцовщицы имеют большое сходство с жестами и движениями наших балерин. Такое замечание еще более может относиться к египетским танцовщицам. В данном случае не правильнее ли было бы сказать, что созданное в Египте искусство послужило основою для европейской балетной техники и что современные балерины в тюниках и без тюников не создают ничего нового, а копируют античные атти-тюды, арабески и прочую хореографическую премудрость. Таким образом, можно, с полной достоверностью, сказать, что благородное искусство танцев в Греции, имеющее громадное сходство с египетскими фигурами, всецело обязано стране фараонов, откуда в Элладу, согласно мифологическим сказаниям, прибыл и Орфей с своей сладкозвучной лирой.

Костюм египетских танцовщиков был достаточно простой. Одеянием им служили только коротенькие панталоны или фартуки. Танцовщицы же нередко изображены в очень длинном, сквозном платье до пяток. Платье по талии стягивалось тонким поясом вроде четок. Встречаются одетые и в короткие юбки, похожие на тюники современных балерин. Преимущественно же встречаются совершенно обнаженные. При этом, как бы откровенен ни был костюм, но танцовщицы любили украшать себя кольцами на руках и ногах, ожерельями и венками на головах. Чем богаче был египтянин, к гарему которого была причислена танцовщица, тем роскошнее и была изукрашена представительница хореографии. Следует предположить, что в Египте были две категории танцовщиц. К первой относились артистки, пользовавшиеся известного рода уважением. Они напоминали альмей — танцовщиц более позднейшего происхождения, не имевших ничего общего с Древним Египтом. Танцы их были приличны. Вторая же категория показывала свои прелести и свои таланты самым непристойным образом. Очень возможно, что эти последние, по роду своего искусства, были аналогичны с отмеченными в отдаленные времена нескромными египетскими гавази. Им приписывают цыганское происхождение, родственное с испанскими гитанами и русскими цыганами, которых недаром называют «фараонами». Странствующие труппы гавази бродили и до начала XX в. по городам Египта. В их танцах передавались различные фазисы любовных вожделений.

Танцовщица скакала, делала сначала скромные, чисто девственные движения, затем постепенно воодушевлялась; жесты ее делались резче, выразительнее; в позах сказывался трепет желаний, доходивший до самых реальных форм.

Подобные танцы служили развлечением для гостей в частных домах, куда артистов приглашали по поводу всевозможных семейных событий. Древние египтяне любили угощать своих гостей разнообразными развлечениями. Приглашаемые ими артистки были искусны не только в одних сладострастных танцах, но и в эквилибристике и в акробатизме.

Особенно разнообразными дивертисментами были обставлены пиршества фараонов и вельмож Танцевальный и музыкальный персонал при дворе позднейших династий был так велик, что для управления «увеселительною частью» существовала даже особая должность «заведующего изящными развлечениями царя». Их даже было не один, а три — «снефрунфр», «эте» и «ре-мори»,- обязанных ежедневно услаждать слух и зрение царя дивной музыкой и танцами. Эти «плезирмейстеры» избирались или из лиц высокопоставленных, или из родственников царя. Придворная труппа, совместно с гаремом, пела, играла на разных инструментах и танцевала, находясь под руководством директора, пользовавшаяся почетом и уважением.

При этом можно отметить, что Александрия, в позднейшую эпоху, при владычестве греческих династий, славилась как рассадник искусных флейтистов. Благодаря этому, сюда стекались и известные софийские амбубяци, которые обучались музыке и танцам. С запасом приобретенных знаний они направлялись в Рим и другие крупные центры, где расточали за деньги свою обольстительную грацию. Собственно египетский народ, за неимением театров, довольствовался бродячими труппами танцоров, акробатов и пр. Низшие классы сами плясали на улицах, подражая профессиональным танцорам. Они кружились, водили хороводы, прыгали, поднимая руки, и пр., но все эти танцы были акробато-гимнас-тического свойства и особо присвоенных им названий не имели. Разгоряченный вином, народ водил хороводы, подражая наемным плясунам, и нередко доходил до излишеств в своих кривляньях и прыжках.

Вилькинсон, в своей интересной книге «Manners and customs etc.», рассказывает, что в высших классах Египта существовал обычай содержать рабов, которых обучали танцевальному искусству. Эти рабы, под тщательным наблюдением, давали домашние спектакли, где хозяевам представлялась полная возможность держать артистов в границах приличия, сообразуясь с обществом, перед которым эти доморощенные лицедеи обязаны были показывать свое искусство. При этом Вилькинсон добавляет, что спектакли эти большей частью составляли спокойное и вполне пристойное развлечение. В найденных, хотя и грубых, фресках легко отличить рабов-танцоров от профессиональных артистов. Рабы окрашены в особый, присвоенный им цвет.

Следует, однако, заметить, что все данные о египетских танцах обоснованы исключительно на разъяснениях надписей, потому все соображения ученых исследователей более или менее предположительны. В большинстве случаев они не могут быть приняты на веру, представляя фантазию не в меру усердных толкователей. Несмотря, однако, на незначительное количество собранных по этому предмету материалов, можно все-таки сделать заключение, что если Египет и не был классическою страною хореографии, то, во всяком случае, танцевальное искусство достигло в Египте известной степени совершенства.

Rate this post