Античная хореография Греции. Пляска луны.

Культ Дианы как богини Луны — Селены тоже сопровождался плясками. Как иллюстрацию такой пляски Луны, можно (предположительно) считать следующее стихотворение греческой поэтессы VI века до P. X. — Билитис:

Пляска при свете луны
Ночной порой, на мягкой траве, пляшут попарно девушки с фиалками в косах. В каждой паре одна изображает любовника.

«Мы не для вас!» — говорят девушки, И те из них, кто стыдливы, прикрывают при этом свое невинное тело. Эги-пан под деревьями играет на флейте.

А другие говорят: «Вы придите искать нас!» Они обтянули платья свои, как мужские туники, и вяло борются, перемешивая пляшущие ноги.

Затем, признавшие себя побежденными берут подруг своих за уши и, наклоняя, как чашу, пьют поцелуй.

Сельскохозяйственные пляски Сельскохозяйственные пляски, т. е. пляски по случаю окончания сбора винограда, хлеба, по случаю посева, завязи плодовых деревьев и пр., надо отнести также к культовым пляскам, так как в них выражались те или другие чувства людей к богам, покровительствующим различным сельскохозяйственным актам.

Во время посева семян исполняли в честь Деметры пляску Проерозию — под пение просительных молитв — гимнов.

Афине, как покровительнице плодородия, посвящена Прокаростерия, которую плясали на полях и в садах в период после цветения, т. е. в период «завязи» плодов.
Как бы в благодарность за полученное вино, плясали пляску Аскалиотов, состоявшую в следующем: ставилось несколько кувшинов с вином и участвующие должны были перепрыгивать на одной ноге через них.

У критян было в обычае плясать на засеянных полях с оружием в руках. У них была в употреблении очень быстрая пляска Эпикредиос.

Культ Кибелы покровительствовал произрастанию семян, но он скорее принадлежит к мистерическим культам, а потому о нем мы будем говорить ниже, в связи с этими культами.

Пляски других культов Что касается плясок в культах других божеств, то они не являются типичными явлениями этих культов, а играют роль второстепенную. Так, богу Арею, или Марсу была посвящена медленная торжественная пляска Ямбическая; Афине-Палладе — пляска Ски-роферейская, Зевсу — пляска Диосгонаев. Пляска в честь Кастора и Иоллукса изображала мимически утро и вечер.

Эммелейя. К числу ритуальных плясок надо отнести также прекрасную, благородную пляску Эммелейя, не бывшую принадлежностью какого-либо определенного культа, но выражавшую общие религиозные идеи.

Эта массовая пляска выражала таинственность законов природы и служила для «постижения и прославления вездесущности богов».

Rate this post