Античная хореография Греции. Пляска менад.

Пляска менад состояла из различных наклонов корпуса и головы, а главное, из целой системы движений рук и кистей рук, заключавшей, очевидно, какой-то смысл, совершенно непонятный для нас.

Что касается pas, которые делались менадами, то можно заметить, что ни прыжков, ни point’oB не было, а все они исчерпывались одним верчением на полу-point’ax, а передвижения пляски состояли в беге вперед и назад по кругу друг за другом.

В большинстве случаев менады держали в руке изображение человеческой ноги и тирс с плющом, или ветви деревьев, жертвенных животных, чаши с вином, тимпаны, факелы и пр. В этих «оргиях-вакханалиях» принимали участие, как мы сказали, и мужчины-вакханты, одетые сатирами (т. е. с привязанными рогами и иногда с хвостом).

Переряживание в этом культе играло большую роль с древнейших времен. Обыкновенная одежда мужчин-оргиастов состояла из белой с фиолетовыми рукавами рубашки, очень длинной, и в венке из цветов или плюща и винограда; иногда же мужчины надевали женское платье. Переряживались также в костюм, присвоенный Дионису, т. е. в желтый хитон и пурпуровую мантию.

Сначала подчиненные некоторому порядку и общему ритму, шествия Дионисий потеряли впоследствии всякую систему и изящество, служа только низменным чувствам. Тут же были иногда и комические танцы Вакхилики,
Диониссии, Ниссии (по названию места, где совершались), Эпифалос, где изображалось довольно грубо опьянение.

Пляски менад и сатиров-вакхантов изображали мимически миф о рождении, воспитании, растерзании титанами и возрождении Диониса.
Миф этот — аллегория преображений природы.

Прекрасную иллюстрацию бега менад находим в стихотворении Билитис:

Менады
Через лес, что растет по берегу моря, мчатся менады. Масхалэ, яростногрудая воет, тряся из сикоморы сработанным фаллосом.
Все в бассарисе и увенчаны виноградными листьями, бегут и кричат они, прыгая.
Щелкают в руках их кроталы, а тирсы рвут кожу звонких тимпанов.

Влажноволосые, быстроногие, с бьющимися красными грудями, с потными щеками, с пеной на устах, они предлагают тебе обратно любовь, которую ты в них вдохнула.
Гимнопедия Аполлона. В дальнейшем оргии Диониса слились с оргиями Аполлона. В Лаконии плясалась в этих оргиях Гимнопедия под пение гимна, имевшего диалогическую форму. Участвовали в ней люди всех возрастов, в пальмовых венках, но, кажется, исключительно мужчины. Каждый возраст имел свои телодвижения и характер пляски, причем юноши были в одной линии, а пожилые мужчины в противоположной.

Элбвсинскиб мистерии Если экстаз Дионисий или Вакханалий производился вином и быстрыми движениями, доводящими до изнеможения, то Элевсинские мистерии, более сдержанные в своих проявлениях, были рассчитаны на достижение экстаза при посредстве воздействия на воображение и фантазию участвующих. Экстаз вызывался путем таинственности декоративных, световых и звуковых комбинаций.

Элевсинские мистерии совершались в честь Деметры — богини земледелия, гражданского устройства и брачных отношений, а также ее дочери Персефоны. Миф говорит: под покровительством Зевса Аид похитил из Элевсиса Персефону. Деметра пришла в страшный гнев, и от этого земля осталась бесплодной. Аид согласился на время возвращать матери ее дочь и тогда наступала весна;  время ее обратного сошествия в Аид было зимним временем на земле.

Персефона была грозным подземным божеством, а потому в культе ее молились о даровании счастливой жизни за гробом. Деметре же молились о ниспослании благ земной жизни.

Эти соединенные культы справлялись в разные времена года, т. е. весной и осенью (время возвращения Персефоны к матери и сошествия ее в Аид).

Как мы видели, весенние празднества («Времен года») культа Деметры-Флоры отличались весельем и были достоянием обычной религии народа.

Из осенних же празднеств мрачного характера родились Элевсинские мистерии. Они делились на великие и малые.

В Элевсинских мистериях участвовали лица обоего пола, всех званий и состояний. Они состояли в шествии в Элевсис по «священной дороге» к святилищам. Шествия эти были полны мимических изображений мифа о Деметре и Персефоне. При этом участвовали танцовщицы, совершавшие священные пляски с гирляндами цветов или несшие небольшие корзинки с цветами под пение гимнов. При вступлении шествия в храм пляски принимали быстрый, веселый характер и выражали восторг. В храме пляски носили строгий характер богослужения. Статуя богини стояла в глубине; в руке ее горел факел, освещая весь храм мистическим дрожащим светом.

Таинственный аккомпанемент труб и вся обстановка храма приводила участвующих в молитвенный экстаз, в котором совершались пляски, состоявшие из хороводов.
Посвящаемому показывался целый балет, изображавший миф Деметры и Персефоны.

Rate this post