Блеск танцев при Людовике XIV

Наступил продолжительный и вместе с тем блестящий век Людовика XIV. При этом короле положено было начало эмансипации хореографии, старавшейся стряхнуть с себя старые формы и освободиться от влияния придворных сфер, где искусство, под давлением требований чопорного общества, не могло двигаться.

Танцы, до того времени смешанные с пением и диалогами, в качестве малоосмысленных интермедий начали выделяться в самостоятельные группы в действии, и при их посредстве образовалось то немое искусство, которое впоследствии развилось в форму отдельного балетного представления.

Это случилось, конечно, не сразу. В начале царствования Людовика XIV хореографические спектакли были исключительно достоянием двора. Ни одно из постоянно сменявшихся придворных празднеств не обходилось без представлений, неразрывно связанных с танцами, которые сочинялись присяжными художниками танцевального искусства.

Одаренный природой благородной фигурой и изящными манерами, прозванный «королем-солнце», Людовик XIV страстно любил танцы и под руководством танцмейстера Бошана ежедневно упражнялся в изучении этого искусства. За королем, конечно, следовала и придворная знать. Герцоги, графы и маркизы изощрялись друг перед другом в наиболее красивых танцах того времени.
Вполне естественно, что благодаря влиянию короля танцы приобрели особенный блеск в его царствование. За двором шла и буржуазия, танцевавшая с не меньшим увлечением и искусством. Для средних слоев Парижа мода на разнообразные формы менуэта, куранты и другие танцы устанавливалась свыше.

За это время много неприятностей пережил неутомимый кардинал. Благодаря протекции, оказываемой итальянцам, на него сыпался ряд грязных памфлетов и сатирических произведений в прозе и стихах. Напечатаны были три сатиры, названные «Мазаринадами». Действующими в них лицами были нелюбимые в придворном кругу племянницы кардинала; автор изобразил их развратными девками, плясавшими на канате. Сам же Мазарини выведен был шарлатаном, торгующим разными целебными бальзамами. Грязные сатиры эти были названы «балетами».

Однако, несмотря на паутину «балетных» интриг, Мазарини продолжал развивать в монархе любовь к искусству, и поэту Бонсераду было поручено заведование всеми придворными развлечениями. Выбор оказался удачным. Благодаря гибкости ума и богатству фантазии Бонсерада, все сочиняемые им балетные программы сделались все более содержательными и осмысленными. Сюжеты не были так растянуты, как прежние перегруженные подробностями программы при Ришелье. Они представляли собой ряд сцен, которые автор старался связать общей идеей. Однако, несмотря на это, в его балетах по-прежнему было еще слишком мало действия.

Бонсерад также не смог избежать придворных интриг. Занять его место было много желающих; но кардинал покровительствовал поэту, и в его произведениях участвовал молодой король. Тринадцати лет от роду, в 1б51 г., Людовик XIV в первый раз танцевал в балете, сочиненном Бонсерадом («Маскарад Кассандры»), поставленном во дворце Мазарини. Это произведение было разделено на четырнадцать «entrees», в которых король исполнил видную роль с танцами.
Вторым балетом, в котором участвовал король, был «королевский» балет «Ночь», исполненный в 1653 г. Это сочинение Бонсерада состояло из четырех действий. Первое — заход солнца; второе — вечер до полуночи; третье — от полуночи и до трех часов утра, и четвертое — до восхода солнца. В этом балете исполняли танцы, как будто целиком взятые из народных бранлей.

Затем каждый год ставились для короля по одному, а иногда и по два балета. В течение двадцати лет король вместе со своими придворными не сходил с подмостков в разных королевских дворцах, посвящая искусству часы своего досуга.
Король танцевал в 26 хореографических произведениях. Под словом «балет» подразумевалось, однако, не исключительно хореографическое зрелище, а представление с диалогами и пением. Танцы продолжали оставаться только вводными интермедиями, но когда ставились комедии-балеты и трагедии-балеты, то в них введено было новшество: хореографической части отводилось самостоятельное место в антрактах между действиями.

Людовик не был разборчив в выборе ролей. Преимущественно любил он изображать богов Олимпа. В балете же «Триумф Бахуса» играл даже роль пьяного воришки. Особенно любил Людовик красоваться в балетах с участием тех дам, за которыми он ухаживал.

Мазарини в 1045 г. пригласил из Италии труппу артистов и музыкантов, которые в присутствии короля сыграли лирическую комедию «Tinta Pazza» в трех действиях, причем каждое из них оканчивалось хореографическим дивертисментом. Той же труппой через год был исполнен «Орфей», сочинения Царлино. Пьеса эта, интересная по содержанию и по постановке, очень понравилась и послужила типом для будущих придворных постановок Место итальянцев по праву заняли французы, которые в свою очередь неустанно заботились о разнообразии придворных развлечений.

Так, в балете «Переодетые амуры» король танцевал с своей фавориткой, г-жой Лавальер, которой по желанию Людовика была поручена главная роль, прекрасно исполненная ею в присутствии самого избранного общества.
Развитие хореографии в эпоху царствования Людовика XIV делилось на два довольно резко разграниченных периода: к первому относится время, когда в балетах принимал участие король. Это было владычество поэта Бонсерада. Время это было полным расцветом придворного балета, со всеми его качествами и недостатками. Второй период составил новую эру в истории хореографии. Во главе искусства стали крупные силы: Люлли, Кино, Бопре и др.

В первом периоде, чисто придворном, большинство балетных программ было составлено Бонсерадом, фантазия которого казалась неисчерпаемой. Бывший в то время в большом почете поэт отличался умением располагать сцены и придавать всем действующим особый колорит утонченности, грации и изящества. «Король-солнце» ценил эти качества и часто советовался с придворным поэтом, поставщиком балетов, причем охотно принимал участие почти во всех поставленных им балетах.

Людовик XIV лично занимался организацией своего придворного балетного персонала. В 1664 г. королем был составлен список балетных артистов для спектаклей в Фонтенбло. Поименованные знатные лица прибегали нередко к интригам, чтобы попасть в королевский список и иметь честь танцевать совместно с королем.

В качестве «официального» танцовщика, король танцевал в последний раз в балете «Флора» 13 февраля 1669 г. От своей страсти танцевать публично Людовик, как рассказывают, избавился будто бы благодаря намеку, сделанному в пьесе Расина «Британик», где в монологе в адрес Нерона этот римский император обличался в увлечении выступать всенародно в качестве гистриона-актера.

Только к концу первого периода царствования Людовика XIV начал совершаться видимый перелом как в выборе сюжетов, так и в способе применения к ним хореографического искусства. Появились крупные писатели. Сначала завоевал себе симпатии Мольер, который в это время начинал свою карьеру в качестве драматурга и актера. Перу этого писателя принадлежат стихи к балету «Насильный брак», в котором в 1664 г. принимал участие король. Затем поставлена комедия-балет «Мещанин во дворянстве». Представление этой интересной пьесы Мольера с хореографическими интермедиями состоялось в 1670 г. В числе танцев сюда входил и менуэт с музыкой начинавшего композитора Люлли.

В 1671 г., с разрешения короля, последовало открытие Академии музыки, и с этого времени большинство спектаклей, устраиваемых при дворе, начинают переноситься и на публичную сцену.

Наряду с постановкой различных зрелищ, балы с танцами не прекращались при дворе. На них танцевали придворные, соперничая друг перед другом не только в изяществе манер, но и в развивавшейся хореографической технике.

2.2/5 - (4 голоса)