Балет во Франции во времена Екатерины Медич

Екатерина МедичЗная характер и наклонность к развлечениям Генриха III, честолюбивая Екатерина Медичи пользовалась его страстями с целью отстранять его от управления государством. Она окружала его красивейшими женщинами, устраивала беспрестанные пиршества, балы, маскарады и под ее руководством ставились поэтические балеты — дивертисменты с танцами. Сам Генрих III устроил однажды в честь своей матери пир, на котором присутствовали женщины, переодетые в мужские костюмы. Королева не хотела оставаться в долгу и пригласила короля на роскошное пиршество, за которым прислуживали полуобнаженные дамы — нимфы, с распущенными на голове волосами. Пели в это время песни с самым игривым содержанием; исполняли пьесы с диалогами и танцами, в которых участвовал сам король Генрих III; этот исторический неврастеник доходил до таких крайностей, что в 1577 г., участвуя в одном балете, он был одет в женский костюм с открытой грудью, на которой красовалось жемчужное ожерелье. Говорили, что танцевавший Генрих казался не то королем-женщиной, не то мужчиной-королевой.

Сюжетом для балета «Цирцея», не без предвзятой цели, была избрана история Цирцеи, где мифология давала богатый материал для выражения, посредством аллегории, похвалы и придворной лести. Для изображения мудрости, приписываемой выводимому лицу, к услугам автора была Минерва. Для изображения величия служил Юпитер; для красоты — Венера и пр. Кроме того, мифология давала возможность устроить на сцене разнообразные, интересные процессии и соединять в общие группы разные божества с их свитой. Это был неисчерпаемый кладезь для составления красивых костюмов и для всей обстановки вообще.

Началом балетной эры во Франции следует считать 1531 г. В этом году состоялось первое настоящее балетное представление. Творцом первого балета был итальянец Бальтазарини, известный на своей родине, в Пьемонте, как прекрасный скрипач. Екатерина Медичи выписала его в Париж, где ему дали должность придворного слуги, чего добивались и люди дворянского сословия. Бальтазарини привез с собой оркестр итальянских скрипачей, имевших в Париже громадный успех. Этих артистов присоединили к придворному оркестру, и таким образом явилась возможность исполнять музыкальные пьесы полнее и звучнее.

Екатерина Медичи поручила Бальтазарини с помощью нового оркестра устроить грандиозный праздник по случаю бракосочетания любимца короля, герцога Жуайеза, с Маргаритой Лотарингской, сказано было — денег не жалеть.

И действительно, Бальтазарини воспользовался данным ему разрешением и превзошел все ожидания, сочинив нечто невиданное, совершенно новое. Он поставил первую оперу-балет под названием «Комический балет королевы».

Оперой-балетом «Цирцея» установлена была грань между старой формой хореографических развлечений и новой их формой, положившей начало цельным балетным зрелищам. Поставленная итальянцем «Цирцея» была для французов настоящим откровением, показавшим им возможность совершенствовать балетное искусство в незнакомом до того направлении.

Спектакль, на котором присутствовало более 10 000 приглашенных, был дан в особо приспособленной для него зале Бурбонов. Начавшись в 10 часов вечера, окончился он только в три часа ночи.

Опуская описание тех частей этого сложного представления, где аллегорические лица читали и пели с соответствующей жестикуляцией хвалебные гимны по адресу королевской семьи, ограничимся только хореографической его частью.
Пьеса делилась на три части и состояла из пролога и трех интермедий, соответствовавших нашим актам: первого акта с балетом, хорами и апофеозом; второго акта, включавшего пение, декламацию, шествие дриад, без танцев, и третьего действия, оканчивавшегося большим балетом. Отсутствие танцев во втором действии объяснялось желанием дать отдых танцовщицам.

Первая интермедия начиналась выходом сирен и тритонов. После нескольких диалогов и хоров взошли одетые в однообразные костюмы музыканты. За ними — 12 пажей, по 6 в ряд, затем группа из 12 наяд в следующем порядке: впереди королева, за ней три наяды, потом шесть в ряд и затем еще три наяды позади.
Первая хореографическая интермедия-балет в «Цирцее» состояла из двенадцати геометрических фигур. Обеспокоенная непрошеными гостями, из глубины сцены вышла Цирцея. Она коснулась своим жезлом до танцующих наяд. От прикосновения магического жезла наяды остановились в неподвижной группе. Музыка прекратилась, и с неба спустился Меркурий. Следовало Снова пение и диалоги, во время которых нимфы удалились.

Вторая интермедия состояла из выхода сатиров, дриад и Дианы. Пели хором сатиры; Диана сказала хвалебный монолог в честь короля, которого прославляли не только как «богам подобного», но и как владыку всей вселенной. Лесть расточалась и в стихах и в прозе. Танцев не было.

В третьей интермедии появились четыре «добродетели». На колеснице выехала Минерва со свитой. После ее диалога со спустившимся с неба Юпитером шел балет, поставленный следующим образом: по две в ряд выступили нимфы и дриады, предшествуемые музыкантами. В первом ряду снова выступала королева в одной паре с принцессой Лотарингской.

Соединившись в одну группу, танцовщицы исполнили пять выходов, разделенных на сорок геометрических фигур. Составляли то квадраты, то треугольники, круги и пр. Фигуры резко обозначались двенадцатью одетыми в белые платья наядами, которых симметрично отделяли одетые в зеленые платья дриады.
В середине балета танцовщики сомкнулись в цепь, образовали круг и быстро двигались по разным направлениям.

Сюжет балета состоял в изображении торжества Юпитера и Минервы. На этой канве были вышиты самые разнообразные хореографические узоры, связанные с содержанием пьесы. Все было подогнано к тому, чтобы можно было при каждом случае расточать похвалы по адресу династии Валуа.

Балет закончился тем, что королева и принцессы роздали подарки участвующим кавалерам. Подарки состояли из золотых жетонов с вычеканенными на них надписями.
Кстати, обычаи давать подарки во время танцев перешел из Италии, привился к французскому обществу и неоднократно практиковался при королевском дворе. После раздачи подарков начался обыкновенный бал.

Главная заслуга «балета королевы» заключалась в том, что при его постановке впервые сказалась уже известная система. Действия были объединены определенной мыслью, и хореографическим дивертисментам придан некоторый смысл. Хотя в «Цирцее» и видна была общность идеи, хотя сцены вытекали одна за другой в последовательном порядке, но далеко еще было до требуемой для балета строго согласованной и обдуманной композиции. Хотя этот балет и сохранил в значительной своей части классическую, античную физиономию, но в нем чувствовалось уже его французское происхождение: чувствовался дух нарождавшегося изящного, французского искусства, старавшегося сбросить с себя оковы иностранного влияния. В этом балете главенствующее место заняли французы: прежние, итальянцы, стушевались. Исчез существовавший предрассудок, благодаря которому полагали, что на сцене могут петь и танцевать только артисты, фамилии которых имели итальянское окончание на «они» или на «о». Главные роли были исполнены французами, годами Болье и Саворнэном.

Хотя публичных театров еще не было, но в XVI в. любовь к разного рода уличным развлечениям проникла и в народную среду. В Италии появились перекочевавшие впоследствии и во Францию небольшие труппы уличных артистов, которые, для потехи толпы, вместе с пьесками-миниатюрами исполняли разные комические танцы.
Об этих танцах можно судить по рисункам, оставшимся после известного гравера и художника Калло, жившего в конце XVI и в начале XVII вв. Он состоял при дворе Козимо II Медичи, герцога Тосканского и затем при Генрихе, герцоге Лотарингском. Гравированные им гротески, очевидно, зарисованы с натуры. Один из них — «Франкатриппа», имя которого обличает его итальянское происхождение,- был в XVI в. очень популярен в Париже.

Как публичного комика-шута, Калло зарисовал его в традиционном костюме, с заостренными носом и подбородком, в шляпе с двойным пером и в позе веселого плясуна. Не менее характерны и другие гротески, зарисованные тем же Калло. Это были артисты, очевидно, итальянского происхождения, с определенными именами, исполнявшие попарно характерные народные танцы с комическим оттенком. Об этих артистах XVI в., предание о которых сохранилось по рисункам Калло, очень мало известно. Но и одних танцующих фигур, гравированных резцом Калло, достаточно, чтобы судить о характере народных танцев, нашедших себе отражение в шаржах уличных комедиантов, плясавших для увеселения толпы. Везде танцевали попарно, и очевидно, что главным сюжетом всех танцев был один и тот же мотив тяготения друг к другу лиц обоего пола. Приведенные комические танцы, вышедшие непосредственно из народа, не пропали бесследно. Они послужили образцами комического элемента, получившего широкое распространение при постановке тех чисто комических, хореографических сцен, которые ставились при дворе, в угоду королям Франции.

Rate this post