Балет пламенных и уличные шествия

балетВ конце XIII в. интересно было уличное с танцами шествие, известное под именем «процессии лисицы». Оно имело религиозный характер и устроено было французским королем Филиппом Красивым. Это духовное торжество происходило в присутствии Папы Бонифация VIII. В процессии участвовали с пантомимными действиями различные лица, взятые из Ветхого и Нового Заветов; танцевали одетые в белые платья девицы. Особенно же деятельное участие принимало одно лицо, наряженное лисицей; оно пело хвалебные в честь Папы гимны; подходило к владыке католического мира, причем по дороге не забывало красть кур.

Казалось, что случай с «bal des ar-dents» (балетом «пламенных») должен бы охладить любовь к маскарадам; но он не оказал ни малейшего влияния на их дальнейшее развитие. Сами короли даже лично управляли подобными развлечениями, составлявшими необходимую принадлежность праздников, устраиваемых придворными. Без танцев не было веселья.

Париж превзошел все остальные города, устроив грандиозное шествие с танцами по случаю встречи в 1461 г. короля Людовика XI. После сцен из Библии, танцевали на улице совершенно обнаженные сирены, составлявшие резкий контраст с другими лицами, участвовавшими в шествии.

Не одно только придворное общество веселилось в парадных, дворцовых залах. Любовь к уличным маскарадам, развиваясь повсюду, перешла и в другие слои общества.

Шутовские маскарады, с участием лиц высшего света, устраивались и при маленьких германских дворах; известны рыцарские «игры» с танцами при дворе герцога Виртембергского в XV в. Одно из таких смехотворных развлечений, как видно из рисунка, состояло в том, что из четырех громадного размера голов выскакивали 20 ряженых, которые плясали и водили хоровод под малосвязные звуки музыки.

Во всех государствах Европы лица разных профессий в известные праздники начали появляться на улице переодетыми, ряжеными. Этот обычай, установившийся в глубокой древности, принимал в каждой стране своеобразные формы. Везде эти маскарады сопровождались танцами и веселыми плясками ряженых. Особенный интерес представляли уличные процессии, которые, особенно в Италии, вошли в плоть и кровь народа, с нетерпением ожидавшего карнавальных дней, чтобы выйти на улицу переодетыми в разные костюмы. Не в одной Италии, но и в Германии и во Франции, уже в раннее средневековье, маскарадные шествия устраивались правильно сформировавшимися организациями и обществами.

Наглядным примером могут служить сохранившиеся рисунки совершенно своеобразного веселого маскарадного шествия-бега, которое устраивалось в XV в. в Нюрнберге обществом, известным под оригинальным названием «Красивая борода». Подобных обществ с шутовским характером было немало по всей Европе.
Хотя карнавальные процессии сохранились и до настоящего времени, особенно в Италии, но они в значительной мере утратили свой прежний характер, сохранив только стремление к маскарадной сатире, реагирующей на современные, текущие вопросы дня. Веселье, однако, далеко не прежнее!

От маскарадов, где танцевальные сценки являлись без подготовки, неожиданно, вполне естественен был переход к праздникам с более широким масштабом; тут роли были уже заранее распределены и само «действие с танцами» было предусмотрено. XV ст., вплоть до его конца, т. е. до эпохи Возрождения, можно назвать веком праздников, где устроители вводили разнообразные и грандиозные аллегорические сцены, которые в свою очередь составляли также одну из стадий в развитии хореографии.

Rate this post