Аллеманда

АллемандаКроме ординарных басседансов в века, предшествовавшие XVI — му, несомненно исполняли при дворах и другие низкие танцы, требовавшие уже известного умения и изысканности в движениях. Это были те же басседансы, получившие только другие названия,- павана, куранта и др. Такое предположение более чем вероятно, потому что и в хореографических учебниках XVI в. названные танцы называются уже устарелыми и выходящими из моды.

К числу их относится и аллеманда, считавшаяся одним из самых древних медленных танцев, вероятно, издавна исполнявшихся в Германии наряду с «факельным» и свадебным танцами. Аллеманда была чисто немецкого происхождения; ее иногда даже называли «добрым немецким танцем» и исполняли в разных странах с очень неопределенного времени.

В Англии об аллеманде упоминает Шекспир в одной из своих пьес. В Испании аллеманда была известна с XII в. О ее совершенном исчезновении в XVI в. соболезновал известный драматург, поэт Лопе де Вега, бывший большим любителем танцев. Хотя аллеманду изредка танцевали и во Франции, но к ней относились с пренебрежением, признавая ее ритм слишком тяжеловесным и пригодным только как марш-прелюдия, как танцевальная фигура для выхода. Притом композиторы музыки аллеманды мало заботились о танцевальном ритме и о мелодии, обращая главное внимание на гармонию аккордов.

Это подтверждается и свидетельством современников, удостоверяющих, что аллеманда не имела широкого распространения благодаря тому, что в ней «много музыки, но мало танца» и что «разнообразие аккордов хотя и ласкает слух, но путает движение ног».

Уже с XIV в. для балов существовал особый кодекс, который постоянно совершенствовался, развивался и представлял собой регламент благопристойности и благородных манер. Даже танцевальный костюм имел свои строго определенные формы, отступления от которых даже преследовались. На этот предмет издавались особые правила, предусматривавшие случаи, могущие повлечь за собой какие-либо соблазнительные действия. Особенно строго относились к вошедшим в обиход правилам в некоторых городах Германии, Швейцарии и Фландрии. Щепетильность доходила до того, что, между прочим, предписывалось являться на балы и маскарады не иначе, как в совершенно закрытых панталонах. В ранний период средних веков мужчины танцевали, не снимая шпаг. Только позднее, при некоторых германских дворах, во время балов после турниров, герцоги, князья снимали мешавшее им оружие. Их примеру следовали и остальные приглашенные. Для всех мужчин плащ был обязателен; без него никто не смел танцевать, не разбирая, какой исполняли танец — с медленными или быстрыми движениями. Об обязательности плаща издавались даже неоднократные указы, подвергавшие штрафу ослушников. Женщины высших и средних сословий носили на балах платья с очень длинными шлейфами, которые волочились по полу, потому что дамы не смели ни придерживать их, ни поднимать. Этой модой отчасти и объясняется происхождение салонных медленных басседансов.

В XVII в. этот танец вышел совершенно из хореографического обихода. Во Франции аллеманду исполняли только как музыкальную пьесу, и за отсутствием в ней требуемого для танца бойкого ритма ее больше не исполняли. Гораздо позднее, снова появилась аллеманда, но общего с прежней она ничего не имела.

Rate this post