Хороводы

хороводыКогда танцы с деревенских полей перешли на мраморные плиты дворцовых зал, то вполне естественно, что они не могли оставаться в том же виде. Прыжки и скачки крестьян на открытом воздухе были невозможны на глянцевитом полу дворцов, потому в высших сферах танцы в начале средних веков создались исключительно так называемые «basses danses» — низкие. Они назывались «басседансами», «низкими», потому, что танцующие исполняли их почти не поднимаясь от земли, без прыжков. Им подходит название и прогулочных, которые были как бы предтечами прославленной впоследствии паваны и куранты. Все эти танцы, по нашему мнению, походили на упомянутые уже нами общеупотребительный в те времена «факельный» и свадебный танцы с медленными движениями.

Уже с XII в. при всех европейских дворах сказалось влияние Италии и Франции. Германское дворянство, придворные сферы и даже народ воспринимал от французов некоторые формы танцевального искусства, потому при всех европейских дворах танцы были почти сколком с французских. Несмотря на такой достоверный факт, нашлись немецкие исследователи, проникнутые неуместным патриотизмом и утверждающие, что немцы ничего ни у кого не заимствовали; по их словам, народная германская фантазия настолько богата, что немцы не нуждались в чуждых им источниках. Они признают себя в данном случае вполне самостоятельными. Стоит, как говорят они, порыться в древних германских балладах, и там найдутся описания тех же танцевальных форм, которые при рыцарских турнирах практиковались в Германии даже гораздо раньше, чем во Франции. Такое мнение следует признать коренным заблуждением. Эволюция танцев и новые темпы шли сначала из Испании в Италию; затем, перейдя во Францию, они в виде готовых уже образцов распространились по всему миру.

Нам известно, что в XIII в. как в народе, так и в обществе танцевали рядами, образуя то прямые, то кривые линии, которые принимали направление от шедшего впереди танцора-вожака.

Некоторые из более ловких и искусных танцоров-вожаков (vor-tanzef) в Германии приобрели себе даже некоторую известность. То были, вероятно, такие же, как и в настоящее время, кавалеры, которых приглашают на балы для дирижирования котильонами и мазурками, с обязательным к каждой фигуре выкриком: «S’il vous plait!».

Хороводные формы танца, существовавшие и в высших сферах, можно усмотреть из миниатюры начала XV в. Видно, что и в царствование Карла VII при дворе, под звуки песен, без инструментального аккомпанемента, танцы выражались в виде степенных хороводов.

По форме своей эти салонные, степенные танцы мало отличались от однообразных деревенских хороводов.

Rate this post