Танец царицы Савской

танец царицыИнтересна была «пантомима царицы Савской», отправлявшейся к царю Соломону, в сопровождении танцовщика, державшего в руках шпагу с воткнутым на ней замком с флюгерами. Царицу окружала свита из нескольких женщин, танцевавших с кубками в руках. Из сохранившихся изображений видно, что сама «царица Савская», не двигаясь с места, только делала ногами разные движения под такт музыки, которую, по преданию, сочинил сам король Рене.

В той же процессии следовала специальная труппа «больших» и «малых» танцоров. Они были в однообразных костюмах и в головных уборах с перьями. Подвязки на ногах украшались бубенчиками; в руках — небольшой жезл с лентами, который им служил для обозначения такта. Во время шествия они исполняли разнообразные танцы с медленными движениями, заканчивавшимися ригодоном, то есть народной, состоявшей из мелких па пляской, очень популярной на юге Франции, имевшей уже в то время свои определенные правила и свой собственный характер.

Танец «больших» и «малых» танцоров прерывался появлением Смерти. Вооруженная косой, она гнала всех перед собой. Скелетообразный вид ее вызывал на глубокие размышления всех любителей сочиненных Добрым королем зрелищ, исключительно построенных на религиозной основе.

Весь двор и все население принимали участие в этих грандиозных празднествах, стоивших колоссальных денежных затрат, которые, по приказу короля Рене, оплачивались из особых государственных доходов.

Подвижные доступные уличной толпе балеты-маскарады были учреждением не новым. Они, очевидно, были переняты от греков и римлян и пользовались особым успехом на Пиренейском полуострове. Однако португальцев считают изобретателями этого рода зрелищ. Танцевали на улицах, переходя из города в город и перенося с собой подвижные приспособления для представлений. Такие странствующие балеты устраивались на площадях в честь разных святых и для ознаменования разных крупных событий.

Собственно танец царицы Савской состоял в том, что оруженосец плясал перед своей повелительницей, обязанный постоянно преклонять перед ней свое оружие. На приветствия царица отвечала наклонением головы и всего туловища. После третьего поклона дамская свита заменяла оруженосца и перед царицей каждая артистка танцевала по-своему.

Во многих городах происходили разнообразные духовные торжества, во время которых уличные процессии представляли собой таинства христианской религии, где пророки и святые перемешивались с мифологическими богинями и богами, плясавшими на улицах в странных костюмах.

Особенно роскошно было обставлена процессия при Папе Павле V. С его разрешения в Лиссабоне была устроена церемония канонизации кардинала Карла Варомейского, признаваемого покровителем Португалии. Торжество было грандиозным. С корабля из гавани по улицам шло духовенство; двигались колесницы с аллегорическими фигурами; несли над балдахином статую вновь явленного святого.
Ее несли под звуки пушечных выстрелов и в сопровождении изображений всех святых Португалии. Процессию составляли различные монашеские ордена, духовенство, дворянство и народ.

Между прочим двигались четыре аллегорические колесницы. Первая представляла Славу, вторая — город Милан, третья — Португалию и четвертая — Церковь. Вокруг них группы специально приглашенных танцовщиков под звуки музыки изображали дивные деяния святого с целью возвестить о них всему миру. Такие же представления с танцами давались в этот день и на особо устроенных на разных улицах подмостках. Тут народу поясняли значение и величие святого.

Rate this post