Ночь после долгого жаркого дня, прохладная, с мириадами восходящих и заходящих звезд, как бы испускающих вместе со своим светом благодатную росу, — ночь была красивейшее, что видел египтянин и самое приятное для него время. Тайными законами движений светил он восторгался и обожествлял эти светила.
Астральная пляска Зодиака Ночью, под ясным звездным небом, вокруг жертвенника, на котором горел огонь, сходились двенадцать девушек — танцовщиц-жриц и, взявшись за руки, обходили его хороводом, изображая 12 знаков Зодиака, вокруг солнца (бога Ра), которое изображал жертвенник. Хоровод двигался медленно, как медленно совершается движение светил; затем каждая исполнительница изображала мимически то, что связано с появлением каждого созвездия (так — жатва осенних месяцев изображалась соответствующими радостными жестами и т. д.); может быть, в это время хоровод останавливался, давая время для мимической игры. Струнная музыка давала ритм этой медленной, едва двигающейся пляске.
Такова первая историческая священная «астральная» пляска.
С расширением умственного кругозора религиозное чувство искало новых, более близких к реальной жизни обожествлений. Не будем следить за эволюцией мифологии, быстро разраставшейся, но перейдем к дальнейшим мотивам религиозной пляски и ее развитию.
Озирис и другие бояшства Нил, разливаясь, оплодотворял поля, и это служит основой мифологической системы Озириса (Нил), сначала только воплощавшегося в быка Аписа, а потом замененного им. Наряду с этим культом были культы других животных — собак, кошек, крокодилов и пр.
Культы этих божеств-животных состояли из жертв: им давали даже человеческое мясо, перед их изображениями и перед ними самими совершались пляски, в которых изображалась жизнь божества, и все это в строгих рамках педантично-обдуманного ритуала, которым обставлена вообще вся религия египтян.
Пляска Аписа «Пляска Аписа» или Озириса совершалась при замене умершего священного быка новым.
Когда находили быка, отвечавшего всем тщательно выработанным требованиям (черный цвет шерсти с белым пятном на лбу, определенный рост, длина и пр.), по прошествии сорока дней, в которые его кормили в священной долине Нила обнаженные женщины, его проводили через Мемфис торжественной процессией в его капище. Процессия эта состояла из пантомимы-пляски, при звуках арф, пений жрецов, криках и рукоплесканиях народа. Шествие открывали пляшущие жрицы. Они были едва прикрыты прозрачными белыми, в виде фартуков, материями.
Пляска выражала мимически идеи величия и милосердия божества и часто сменялась пантомимой, изображавшей в лицах эпизоды рождения, отрочества божества, любовь и соединение его с Изидой и убийство им злых братьев; все это сопровождалось медленной, торжественной музыкой. Но вот музыка и пение, а за ними и пляска переходят в fortissimo, выражая восторг божеству: прыжки с широкими жестами руками, с перегибами корпуса, потрясением поднятых рук… Перед капищем, из которого видна колоссальная красная статуя Озириса и куда вводят Аписа, танцовщицы начинают быстро вертеться и падают ниц, а за ними падает ниц и весь народ.
Обрядовые пляски Что касается обрядовых плясок древних египтян, то сведения, которые .мы имеем, изучая барельефы древних саркофагов, не дают нам возможности утверждать, что у египтян официально существовала, например, погребальная пляска, так как попадающиеся изображения женщин, которые рвут на себе волосы, нельзя назвать пляской. Может быть, они делают ряд отдельных жестов, долженствующих выражать их горе.
О мимике погребальной церемонии можно дать себе некоторое представление по барельефам и описаниям античных писателей.
Надо заметить, что сохранение тел умерших было у египтян предметом большой заботы, так как, по их верованиям, если тело истлеет, разрушится, душа перестает жить как индивидуальность, а сливается с другими душами.
После бальзамирования в «городе мертвых» тело, запеленатое и положенное в разрисованный ящик, привозили для прощания с родными, и затем уже совершалось погребальное шествие. Оно было чрезвычайно торжественно; при протяжных звуках труб плакальщицы, в длинных прозрачных туниках желтого цвета, делали жесты отчаянного горя, кричали и плакали, рвали на себе волосы, поднимали молитвенно руки ладонями кверху, ломали руки и изображали позу мумии.