Танцевальное искусство в Китае

Со времени основания Китайской империи есть данные о том, что была учреждена императорская академия, где «сыны Империи», т. е. сыновья вельмож и мандаринов первой степени, судей и других чиновников, обучались обязательно музыке и танцам.

Танцевальное же искусство в Китае существовало еще за 2500 лет до того, т. е. со времени Гуанг-Ти.

В танцах китайцы видели одно из воспитательных средств для придания характеру доброты, нежности и вежливости, так необходимой в их жизни.

Танцы, известные с древнейших времен, были следующие:
1 ) Ивен-мен — т. е. «ход облаков».
2 ) Га-кнен — т. е. «большой оборот».
3 ) Та-гиен — т. е. «все вместе».
4 ) Та-мао, что значит согласие, нежность.
5 ) Великий Гиа, — танец, восхвалявший правителя Гиа, — медленный, важный и величественный.
6 ) Та-у — воинственный танец, исполнявшейся в честь побед, в процессиях в честь предков и основателя династии.
7 ) При жертвах, приносимых небу, духам его, планетам, духу земли, адским духам — исполнялся Танец Хао, с инструментом в руках, имевшим форму цифры, очень употребительным при всех танцах.
8 ) У-Гиентше — танец, подражающий движению вод, колеблемых ветром.
Религия Китая построена на сложнейшей философии, и религиозные танцы выражают так или иначе всегда философские положения.

Танцам юношество обучалось с тринадцати до двадцати лет. Такие танцы юношей назывались «малыми» танцами. Из них красивейшим были: Фу-у, — танец со знаменем в руке, расшитым разными цветами — желтым, белым, синим, черным и др.

Иу-у, или танец «белых перьев», которые танцующий держал в руке.
Затем танцы с раскрашенной пестрой палкой, с бычьим хвостом, с каменным музыкальным инструментом и др.
Наконец, — Танец Человека, исполнявшийся без всяких атрибутов и с голыми руками.

Техника
Танцы начинались обыкновенно с трех шагов танцующих сначала к зрителям, затем таких же удаляющихся шагов. Далее следовали сгибания и разгибания корпуса, мимикой же выражалось содержание танца.

В разговоре Конфуция с Пин-Му-Киа узнаем многое о технике китайских древних танцев и их аккомпанементе при императоре У-Ованге.

Так, например, Конфуций спрашивает: «Отчего перед началом танца танцовщики так долго стояли неподвижно с воинственным видом?» — «Танцовщики, которые с обеих сторон стояли неподвижные, как горы, держа в руках одни — Кан (род щита), другие — Тзи (род топора), представляли неустрашимость У-Ованга и присутствие духа, с которым он исполнил повеление неба. Жесты, которые делали танцовщики далее руками и йогами, дышали только одним воинственным духом и представляли Тай-Кунга — генерала войск У-Ованга. Наконец, танцовщики, которые при окончании танца садились одни против других, представляли трех министров этого императора». Далее узнаем, что все танцовщики во время танца шли, поднимая вверх руки и повернув лица на север.

Затем жесты их изображали, как погиб соперник У-Овапга; потом они шли на юг — изображая, как победитель принимал дань от южных провинций.

Они также разделялись на две части, как бы изображая враждующие войска. В конце танцовщики оставались неподвижными и важными, изображая справедливость У-Ованга.
Шаги вправо, влево, вперед и назад и «страшные» жесты имели целью внушение страха и уважения к победителю. Важная поза, в которой с поднятым оружием стояли танцовщики друг против друга, должна была показывать власть династии над иностранными властителями.

Сам У-Ованг был чрезвычайно уважаемым, гуманнейшим императором. Он, например, кормил сам беднейших граждан и стариков и, несмотря на свое достоинство, сам разносил им пищу, и даже, как говорит история, «танцевал перед ними, имея в руке Кан». Все эти танцы имеют назидательные цели и условно представляют исторические картины.

Музыкальный аккомпанемент был строго определен. Существовало несколько тонов музыки: один (Шанг) — для воспевания добродетелей, другой для изображения величия и пр. Инструменты, употреблявшиеся при этом, были: Иу (перья), Иау (флейта), Кан (род Щита), Тзи (род топора) и барабан.

Rate this post