Бранль

Начиная с царствования Генриха III бранли были самыми популярными танцами во Франции. В танцевальных сборниках того времени перечислено несколько сотен бранлей с самыми разнообразными названиями. В высшем обществе, начиная с XV в., первенствовали павана, гальярда, вольта, требовавшие специальной подготовки, хореографического воспитания. Бранль же, практиковавшийся в народе и в средних слоях населения, имел преимущество перед стилизованными салонными танцами в том отношении, что он по конструкции своей был прост и скромен. Достоинство его заключалось еще в том, что его можно было танцевать одновременно нескольким парам. Благодаря скромности в движениях в этом танце, все общество на пирушках и на балах, несмотря на возраст приглашенных, могло принимать участие в этом развлечении. В бранле была известная коллективная дисциплина. Поэтому танец этот пришелся по вкусу во Франции.

Бранль был чисто национальным танцем во Франции. Во всех провинциях, по деревням танцевали бранли, и каждый из них поселяне исполняли по-своему; отсюда произошло и такое разнообразие названий. Известны бранль лотарингский, шампанский, пикардийский, бургундский и др.; каждый из них был своеобразен и типичен, сохранив за собой характер данной местности. В Бретани бранль назывался пассепъе (passepied); в Оверне — бурре (роиггёе); в Провансе — он преобразился в гавот, В одних местах бранль был легок и весел, в других — тяжеловесен.

По мнению каноника Туано Арбо, фотографически списавшего танцы XVI в., бранль был основной формой для всех вообще танцев. Па бранля состояло в том, что левая нога выдвигалась сбоку на некоторое расстояние от правой, затем снова придвигалась к правой ноге. Это па называлось простым; дважды повторенное называлось двойным. Затем следовали разные варианты. Из них общеупотребительным и самым распространенным был бранль, который назван у Т. Арбо веселым, потому что при его исполнении, по словам каноника, «одна нога всегда находилась в воздухе». Ноги с небольшой паузой попеременно поднимались в воздухе. Этот темп часто применяли и в хореографических интермедиях.

Благодаря любви к переряжива-нию, у французов бранль нередко приобретал характер, который приближался уже к сценическому танцу. Отсюда явились бранли воинственный, с факелом, прачек горчицы, лошадиный и пр.

В бранли входили пристукивание и притопывание каблуками и носками. Был еще бранль, где кавалер приглашал даму к танцу, подавая ей зажженную свечу; протанцевав с ним, дама, в свою очередь, вручала «светоч» тому кавалеру, с которым она желала танцевать; таким образом «светоч» переходил в руки почти всех присутствовавших.

Бранли танцевали также и при дворе-, особенным расположением пользовался там бранль со «светочем». Его превосходно исполняла грациозная Маргарита Валуа вместе с герцогом Алансонским. Вообще, все бранли легко приспособлялись народом к характеру каждой данной местности. Танец был гибок, благодаря этому качеству его легко видоизменяли. Частые же замены одного темпа другим, а также и разнообразие па привело к тому, что само название бранля окончательно исчезло. Бранль был вытеснен другими танцевальными формами, создавшими народившиеся национальные танцы с другими наименованиями, получившими в народе право гражданства.

У Туано Арбо перечислен и приведен в систему длинный ряд бранлей. В его книге подробно описаны бранли: простой, для пожилых людей, двойной, веселый, бургундский и др. Описан еще бранль, названный «монтирендель» по имени его изобретателя. Он отличался от своих сородичей тем, что при его исполнении придавалось особое значение движениям плеч, рук, причем весь корпус как будто содрогался. Танцор обеими ногами делал прыжок влево; опустившись на одну левую ногу, он снова прыгал и затем к опущенной левой ноге придвигал правую ногу. Эти движения всего корпуса при перестановке ног, по словам Туано Арбо, были вполне «пригодны, чтобы производить их зимой в морозы, чтобы согреться».

У каждого бранля была своя мелодия и свое название, в зависимости или от местности или от вариаций с аксессуарами. Так, например, «бранль прачек» был мимическим хороводом с хлопаньем в ладоши, в подражание прачкам, стирающим белье. У «бранля военного» темп постепенно ускорялся и оканчивался прыжками.
Вообще, фигур в брандлях было очень много; из них многие заимствованы для современного котильона.

Бурре (La bourree) был чисто народным танцем. Имеются сведения, что «Ьоиггёе dAuvergne» танцевали на улицах Парижа уже в конце XVI в. При Екатерине Медичи его перенесли и в придворное общество.

Пара танцевавших становилась друг против друга и изощрялась в изящных позах и телодвижениях. Несомненно, что и бурре был вариантом гальярды. Его охотно танцевали в царствование Людовика XIII. Затем он постепенно исчез из придворного обихода, потому что танец этот по характеру своему показался недостаточно изящным. Действительно, он был чрезвычайно прост, сохранив чисто народный характер.

Это был ряд прыжков с одной ноги на другую, причем на третьем темпе ударяли по земле и пр. Название темпа — «Ьоиггёе» — сохранилось, однако, и до настоящего времени, как вводный в разные другие танцы.

Упоминаем еще о танце бокана (la bocane), потому что о нем говорится в «Оркесо-графии» Туано Арбо. Бокане было дано название по имени его автора Жака Кордье, известного под именем «Бокана», танцмейстера, состоявшего при дворе Анны Австрийской. Что это был за танец, осталось неизвестным. Предполагают, что он принадлежал к числу «низких» танцев, с медленными, в три темпа, движениями.
В этот же период времени танцевали еще гавот, шакону, сарабанду и некоторые другие. Хотя они исполнялись в XVI и в начале XVII в., хотя описание их и встречается уже у Туано Арбо, но полное свое развитие все эти танцевальные формы получили только в позднейшее время. Некоторые из этих танцев особенно ярко обрисовались в блестящий век Людовика XIV; потому более подробное описание их мы относим к царствованию этого французского монарха, при котором на развитие хореографии было обращено особенное внимание.

Rate this post