Балеты в Италии в 16 веке

Балеты в ИталииСозданный итальянцем и исполненный во Франции «балет королевы» «Цирцея» нашел себе отклик и за пределами Франции.

В 1608 г., по случаю свадьбы герцога Тосканского, во Флоренции происходил целый ряд празднеств. Первенствующее место было отведено процессиям на реке Арно с мифологическими божествами, помещенными на громадных, особо устроенных судах. Затем во дворце исполнено было шесть хореографических интермедий: первая — во дворце Славы; вторая — Астрея; третья — в садах Калипсо; четвертая на корабле «Америго Веспуччи»; пятая — у Вулкана; шестая — в храме Мира . Заключительный же балетный дивертисмент — с неизбежными танцами амуров.

В 1608 г. во Флоренции была поставлена «Ночь любви», сочиненная Франческо Чини по случаю бракосочетания Козимо Медичи с эрцгерцогиней Австрийской Марией. Действующими были Луна, Звезды, Эндимион, Амур и утренняя Заря.

В 1616 г. во Флоренции был блистательно поставлен балет «Борьба красоты», действие которого происходило на горе Парнасе, у развесистого дуба, обремененного золотыми плодами. Тут действовали и Ложь, неразлучная спутница Славы, и Музы, и конь Пегас и пр.

В феврале 1616 г., во время карнавала во Флоренции, было устроено грандиозное празднество под названием «La liberazione di Tirreno e d’Arca etne». В заключение представления был балет, в котором участвовали 40 кавалеров и 40 дам. Танцы были сочинены придворным хореографом Аньоло Риччи. Машины и декорации сделаны большим по этой части мастером Юлием Па-рижи, отличавшимся вкусом и богатой фантазией. Все лучшие оперы-балеты того времени в Италии были поставлены под его руководством. Музыку к этому, выходившему из ряда, представлению писали несколько композиторов: Пери, Гроти и Си-ньорини.

Несмотря, однако, на произведенные большие затраты, хореографическое искусство, которое занимало видное место в этом зрелище, оставалось в тех же границах, с тем же характером, как и прежде.

В 1628 г. в Риме был поставлен интересный дивертисмент «Цветы, орошаемые фонтаном Пегаса, с танцами 12 часов». Вообще, Временами года, Часами и Стихиями, уже начиная с эпохи Возрождения балетмейстеры не переставали пользоваться как благодарной темой для постановки танцев не только в Италии, но и во всех государствах Европы.

В 1634 г. кардинал Барберино устроил во дворце Канцелярии, в Риме, один из интереснейших спектаклей, сохранивших еще некоторую связь с популярными в Италии священными представлениями (sacre rapresantazioni). Это «famosissima rapresan-tazioni», едва ли не последнее в этом роде, представляло ряд сцен, где мифология была перемешана с христианскими верованиями. На сцене представлены были и ангелы-небожители, и царство Плутона с духами ада, тьмы, и Аполлон, окруженный лицами с крестами на шее. В последней заключительной сцене было изображено торжество христианской веры с хореографическим дивертисментом, в котором танцевали под звуки священных песен. Это была едва ли не последняя мистерия, разыгранная публично в очень торжественной обстановке.

В очень редком издании 1637 г. (из коллекции С. Н. Худекова) напечатана подробная в стихах программа балета «Свадьба богов», сочинения аббата Карла Каппола, с музыкой Ф. Сарачинелли. Поставлен был этот балет во Флоренции по случаю бракосочетания великого герцога Тосканского Фердинанда II с Викторией, принцессой Урбин-ской. Издание украшено восемью гравюрами, сделанными Делла Белла, по рисункам Ю. Парижи, писавшего декорации. Эта балетная программа может служить образцом для всех подобных произведений XVII в. Интересен фронтиспис, на котором изображен театральный зал до поднятия занавеса на сцене, устроенного на большом дворе дворца Питти.

«Свадьба богов» состояла из целого ряда диалогов с хорами. Каждое действие заканчивалось хореографическим дивертисментом. Начиналась пьеса прологом с участием Гименея, в собеседовании с аллегорическими фигурами Верности и Плодородия. Сюжет был приурочен к восхвалению и славословию новобрачных. Участвовали почти все божества Олимпа. Хореографический отдел состоял из следующих частей: 1) танцы в садах Венеры; принимали участие: Венера, Адонис, три Грации, Смехи, хор 14 амуров и 6 пастушков; 2) в гроте Вулкана, где происходил ряд воинственных плясок, кончавшихся общим хором с припевом «Не нужно войны, нужен мир!»; 3) в подводном царстве Нептуна с танцами нимф, дельфинов, тритонов, морских коньков и пр.; 4) в аду,- тут танцевали фурии, горгоны, гарпии, бились кентавры и пр.. Первенствовали Плутон и Прозерпина.

В последнем действии изображено было небо с восседающей на облаках Юноной. Тут было несколько танцевальных номеров с аллегорически изображенными небесными светилами, из которых выделялось созвездие Кастора и Поллукса на конях.

Завершалась пьеса балетом Солнца с 12 знаками Зодиака и с Луной, окруженной 12 звездами.

Из хроники того времени можно понять, что в балетных интермедиях исполняли «pas» с темпами, присвоенными употребительными в ту эпоху — паване, гальярде, веселой и шумной мореске, особого вида «mattacini», а также джиге в три темпа и др.

Кроме того, характерно, что итальянские сочинители очень часто прибегали к изображению на сцене разных сражений, требовавших довольно сложной подготовки.

Вообще, во всей Италии маленькие дворы, друг перед другом, конкурировали в блеске устраиваемых ими торжеств и спектаклей. Как ни разнообразны, по своему содержанию, казались пьесы с балетами, но, в сущности, все сюжеты черпались из одного источника — из античного мира, и преимущественно из греческой мифологии. Общее направление в балетах сводилось к преклонению перед прекрасным полом и к восхвалению царствовавших монархов, в честь которых устраивались зрелища подобного рода. Ни один балет не обходился без амуров, без царств Венеры, Нептуна, Плутона и других богов Олимпа. Варьировали только на разные лады постановку и обстановку.

При этом следует отдать справедливость итальянцам. Много было у них фантазии, но зато связности в действиях не было никакой. Танцы имели очень отдаленное отношение к содержанию.

Мы благодарны вам за то, что делитесь ссылкой на эту страницу :