Истоки балетного искусства

В XVI веке балерины еще не танцевали на пуантах, а выворотность (поворот всей ноги от бедра до стопы наружу) при исполнении фигур соблюдалась далеко не всегда. Однако Карозо уже тогда требовал, чтобы во время репетиций танцовщики крепко опирались руками о спинку стула — так возникла потребность в балетном станке. В 1393 году состоялось представление мориски «Дикари», в которой танцевал сам французский король Карл VI и четверо его дворян. К сожалению, наряженные в косматые шкуры придворные поплатились за это жизнью, ибо их костюмы вспыхнули от пламени факелов. Стараниями королевы Екатерины Медичи французский двор стал свидетелем пышного расцвета танцевального искусства. Выдающимся событием тех лет стала постановка «Комедийного балета королевы».

В 1573 году, в эпоху царствования Карла IX, Екатерина Медичи приняла польское посольство, прибывшее к французскому двору, чтобы доставить в Варшаву избранного польским королем Генриха Валуа. К этим торжествам была приурочена постановка «Польского балета», о котором де Брантом писал: «За великолепной трапезой, коей королева почтила поляков во дворце Тюильри, в просторном зале при свете множества факелов был дан самый прекрасный балет, какой только можно вообразить. В нем приняли участие 16 прекраснейших и искуснейших в танце дам и девиц. Вначале они явились нашему взору, сидя в нишах серебристой лестницы, изображавших облака. Дамы, представлявшие 16 французских провинций, начали плавными шагами двигаться в такт мелодии, точно придерживаясь ее красивого ритма и останавливаясь перед их королевскими величествами. Затем они исполнили весьма причудливо поставленный балет с большим числом поворотов, обводок, сплетений, встреч и остановок. При этом ни одна из дам ни единого раза не оказалась не на своем месте. Этот восхитительный балет длился не менее часа, после чего все дамы преподнесли королевским особам и другим вельможам Франции и Польши плакетки из чистого золота». Музыку к этому балету написал Орландо ди Лассо.

Премьера спектакля состоялась 13 октября 1581 года в большом зале Кариатид дворца Пти-Бурбон. Зал был ярко освещен фонарями, сцена представляла собой сад, в глубине возвышался замок с башнями, а вдали виднелись городские стены. Зрители сидели с трех сторон — венценосные особы и принцы в центре, прочие гости по бокам. Все роли в балете исполняли знатные вельможи и придворные дамы. В основу сюжета легла история нимфы Цирцеи (превращавшей людей в зверей) и победа, одержанная над ней Юпитером. На сцене появлялись поющие сирены, выезжал фонтан с 12 наядами (нимфами ручьев), в числе которых была и королева. В финале был исполнен «гранд-балет» с замысловатыми фигурами и перестроениями в форме квадратов, кругов и треугольников. В первой паре танцевала сама королева, следом выступали дамы в костюмах наяд и дриад. Собственно балет был лишь частью грандиозного зрелища, но, тем не менее, «Комедийный балет королевы» считается эпохальным событием в истории сценического танца, став образцом для позднейших французских придворных балетов, исполнявшихся во дворцах и частных театрах.

Rate this post