Хореографическая грамматика в эпоху возрождения

эпоха возрожденияПоявились хореографическая грамматика и литература. Главными пионерами были итальянцы, Карозо и Негри, и почти одновременно с ними — француз, каноник Туано Арбо. Упоминаем о них потому, что благодаря их сочинениям впервые явилась возможность разобраться в танцах их времени, составивших переходную ступень к сценическим танцам.

Приступая к изложению движения хореографии в XVI в., заложившем прочный фундамент для постройки невиданного до того времени балетного представления, полагаем необходимым остановиться на выяснении значения балета в ряду изящных искусств.

Уже с середины XV в. хореография начала завоевывать себе подобающее место в мнении общества. В сознании, что формы и движения человеческого тела обязательно передают душевное его настроение, к танцу стали предъявлять новые требования. Издавать звуки не означает петь. Точно также и всякий род бессмысленных, не регламентированных движений не признавались более танцами. Поняли, что «петь» не означает пение и что «танцевать» не есть танец, в благородном его смысле. Не всякий мог исполнить танец; танцевать же мог каждый.

Потребовалось нечто другое — более высшего порядка. Надо было дать смысл каждому шагу. Надо было одухотворить всякое движение, и таким образом в танце выработались единство характера и выразительность, соединенные с соразмеренными движениями корпуса. Приняв такой облик, танец признан был не только как способ развлечения посредством передвижений корпуса, но и как благородное искусство, представляющее собой средство для передачи душевного настроения в горделивом ритме красивых линий. Таким путем с эпохи Возрождения начали стремиться к идеалам изящного, дав танцу почетное место рядом с музыкой, живописью и скульптурой.

Для достижения этих идеалов необходимы были эстетически поставленные правила, посредством которых балет получил бы возможность по справедливости быть включенным в область прекрасного.

Для этой цели, сообразно духу того времени, и создалась школа, которая красивым образом выработала движения, выразительность и ритм — эти три главных элемента, необходимых для эстетического танца, форма и вид которого обусловливались тем смыслом, который намеревались придать исполняемому танцу.

Вместе с разнообразием темпов и па явилось сознание, что всякий, даже и обладающий индивидуальными способностями, может блеснуть своим искусством только тогда, когда пройдет тяжелую школу обучения.

Короли разных стран, как большие любители танцев, дали крупный толчок хореографии. Их примеру, конечно, последовали придворные, почти вынужденные обучаться любимому искусству их владык. Они делали это с целью придать своим танцам внешнюю и внутреннюю красоту, то есть дать им такой облик, который мог нравиться не только им самим, но и всем присутствующим.

Таким путем устанавливались разнообразные взгляды на существо танца, и благодаря этому само общество начало критически относиться как к исполнителям, так и к новым хореографическим приемам, которые постепенно развивались и не могли больше застыть в прежних формах. Создался в обществе вкус, который в публично исполняемых танцах требовал целомудренных форм и строго осуждал всякого рода излишества, к которым, к сожалению, таясь, назойливо стремятся современные хореографы — искатели новшеств, жаждущие каких-то эфемерных «переживаний» и непонятных для них самих «настроений».

Мы благодарны вам за то, что делитесь ссылкой на эту страницу :