Античная хореография Греции. Деление плясок по Платону.

Платон в своем сочинении об идеальном государстве говорит много о пляске и находит следующие два закона, лежащие в основе пляски: закон порядка движений человеческого тела или каденца, и звуковая гармония, ритмизующая их.

Пляски у него делятся так: культовые пляски для восхваления богов, пиррические пляски (от названия стопы в греческой стихотворной метрике, состоящей из двух кратких слогов, которая была обычной в стихах, сопровождавших эти пляски), т. е. военные пляски, подражающие войне и военным упражнениям, как пляски Куретов, изображаемые воинами, пляски в честь Кастора и Поллукса и др.

О ниррической пляске Плутарх говорит, что она «возбуждает храбрость, пробуждает сознание долга и подвигает и поддерживает людей на трудном пути чести и добродетели».

Светские танцы, которые Платон называет «сомнительными» и не полезными ни для войны ни для мира, как танцы нимф и сатиров и др.

Такого деления будем придерживаться, по возможности, и мы в исследовании античной пляски.

Пляска вдохновляет собою другие искусства, как скульптуру, музыку, живопись, лирическую и драматическую поэзию, началом которой является сама пляска, как самое раннее «действенное» искусство.

«Видя прекрасную античную пляску, нет сил у поэта, чтобы не создать плавные ритмические стихи: скульптор и живописец уловят в пляске ряд бессмертных пластических моментов, которые нет сил не выразить мрамором и красками».
Лучшие художники вдохновлялись пляской, и этому обязаны мы тем, что имеем несколько ценных изображений пляски на вазах, барельефах, стенной живописи, в статуях и в поэтических произведениях. Но, к сожалению, от разрушенной античной культуры осталось так мало наглядных памятников, как скульптура и живопись (по которым только и можно восстановить до некоторой степени характер и последовательность движений), что о многом можно говорить лишь предположительно.

Rate this post