Танцы Самолеи и взгляды художников

самолеиПереходя к танцам у евреев, известным нам по Новому Завету, следует ограничиться указанием на одну только пляску Саломеи. Кроме этого танца, нигде больше об этого рода развлечение не упоминается.

Тетрарх Иудеи Ирод настолько любил зрелища, что по его приказу в Иерусалиме был выстроен театр в римском стиле, где в число представлений были включены и танцы. Женатый на Иеродиаде, вдове бывшего тетрарха Филиппа, Ирод воспитывал дочь покойного, Саломею. В день своего рождения царь Ирод давал пир многочисленным гостям. Во время пира Саломея исполнила сладострастный танец, который настолько пленил разгоряченного вином Ирода, что он дал ей клятву исполнить все, что она пожелает. Тогда, по наущению матери, которая, вероятно, имела повод быть недовольной пророком Иоанном, т.е. Иоанном Крестителем, Саломея потребовала, чтобы голова Крестителя, заключенного в тюрьме, была немедленно подана на блюде.

Это событие, изложенное в Новом Завете, настолько грандиозно, что мы признаем небезынтересным остановиться на нем несколько подробнее.

«Она плясала и понравилась Ироду». Вот все, что благовествует в Евангелии Марк. Об этом эпизоде больше ничего не известно. Что именно танцевала Саломея перед тетрархом Иудеи, к каким обольстительным позам она прибегала, какие клала она темпы и телодвижения, чтобы прельстить полупьяного Ирода, ни одним словом не упоминается, а потому этот кровавый эпизод покрыт полным мраком.

Толкователи Евангелия, в том числе и Ренан, утверждают, что Саломея исполнила один из тех танцев, которые в Сирии не признаются непристойными, а вполне достойны для исполнения перед знатными особами.

Нескольких слов в Евангелии было, однако, достаточно, чтобы обессмертить мрачную славу Саломеи.

Эпизод этот был вдохновителем массы художников, передавших его на полотне и создавших дивные произведения искусства. Изображения Саломеи как в живописи, так и в скульптуре насчитываются сотнями.

Величайших мастеров живописи постоянно занимал образ Саломеи. Танцовщицу во время пира изображали Джотто, Липпи (в часовне Страцци), Веронезе (в Вене), Гвидо Рени (галерея Кор-сини), Боттичелли (Лувр), Дольчи (Дрезден), Тьеполло (Бергам) и многие другие древние мастера.

Однако, несмотря на массу воспроизведенных Саломей, ее образ до сих пор не утратил своей популярности. Художники ближайшего нам времени не перестают трактовать этот сюжет. И, конечно, каждый по-своему. Наиболее известны картины Делакруа;, Бодри, Делароша, Гюстава Моро, Пюи-де-Шаванна, Геннера и др.

Позы и обстановка Саломеи, выступающей подобно цветку, колеблемому ветром, разнятся у всех вообще художников. Так, Саломея Ф. Липпи (в соборе Прато) изображена танцующей и прикрытой густыми одеждами. Она танцует без увлечения, как будто по приказу. Меланхолически склонила голову, делая жест вынужденной покорности. Глаза ее как будто готовы покрыться слезами.

Саломея художника Моро и многих других совершенно обнаженная. В 1907 г., в Венеции была выставлена «Саломея» Р. Штрауса и О. Уайльда. Она принадлежит кисти Ф. Штука и, видимо, составляет воспроизведение «танца семи покрывал». Саломея, застывшая в сладострастной позе, пляшет полуобнаженная.

Саломеи представлялись в воображении художников настолько разнообразно, что скульптор барельефа на Руанском соборе изобразил танцовщицу в позе акробатки.

Очень интересна серия набросков странного, неразгаданного художника Бердслея, сделанных им для иллюстрирования пьесы Оскара Уайльда. Болезненное воображение этого художника представило Саломею страшной, ненормальной женщиной, облик, совершенно отличный от изображений художников всех веков. Глядя на Саломею Бердслея, становится понятным, почему опьяненный вином тетрарх Иудеи, согласно другой легенде, приказал страже схватить танцовщицу и убить ее.

Впрочем, легенды о смерти обессмертившей себя танцовщицы различны. Одни утверждают, что, катаясь на льду, Саломея провалилась под лед и утонула. Другие же говорят, что, в наказание за преступление, Саломея провалилась сквозь землю. Строгие же исторические исследователи утверждают, что она вышла замуж за тетрарха Филиппа… Овдовев, снова вышла замуж за Аристобула, сына Ирода, и умерла 54 лет от роду.
В начале XX в., с легкой руки Штрауса и других композиторов, Саломея вошла в моду во всем мире. Перестали довольствоваться воспроизведением на полотне только одного момента, одной только позы. Саломея заплясала чуть ли не на всех европейских, больших и малых, сценах. Появились Саломеи разных величин и калибров. Каждая из артисток, надев на себя фантастический костюм, исполняла своеобразный танец, совершенно произвольно названный «танцем Саломеи».

В Лондоне, в опере Штрауса, создала этот танец американка Мод Аллан, которая, однако, особенного успеха не имела, не сумев придать танцам страстного характера. В Париже имела огромный успех Наташа Труханова,- артистка с большим темпераментом. Она танцевала полуобнаженная, забывая о женском стыде. В разных местах появились их подражательницы, танцевавшие то с вуалью, то совсем без всякого прикрытия. Наиболее известны в этой роли Ида Рубинштейн, Лотта Фауст, Ева Тангей, Гертруда Гормон, Олькот, Сильфа, Зола, Гильда Корали, Иза Грегорова и др.

Из всей же серии артисток-Саломей выделяется Ида Рубинштейн, исполнявшая «танец семи вуалей». Героиню драмы О. Уайльда она изображала, прибегая к мимике тигрицы и извиваясь ногами, наподобие змеи. О ней можно сказать и обратное: у Рубинштейн были голова и шея змеиные, а ноги — как у зверя кошачьей породы.

Очевидно, что все эти новоявленные Саломеи не имеют ни малейшего сходства с той Саломеей, которая склонила Ирода к совершению преступления.

Появление массы артисток в роли еврейской царственной танцовщицы показывает только стремление возвратиться к утраченным формам античного искусства, стремление сочетать мимику с красивыми позами и жестами, т. е. теми неувядаемыми образцами Древнего мира, которые долго оставались в забвении, благодаря чрезмерному поклонению виртуозности в танцах — виртуозности, нередко убивающих душу хореографического искусства.

Из эпизода «Саломеи», казалось бы, можно прийти к заключению, что воспитанная при дворе тетрарха Саломея танцевала так блистательно только благодаря тому, что она предварительно обучалась танцевальному искусству. Поэтому можно предположить, что и в других слоях еврейского общества танцы входили в обиход общественной и семейной жизни. Так, по крайней мере, и предполагают некоторые исследователи, но, по нашему мнению, это не более чем грубая, необоснованная посылка. Никаких танцевальных школ у евреев не было.

Rate this post