Танцы с огнём

танцы с огнёмБолее мирные танцы имели почти одинаковый характер у всех племен, населявших Западную, Среднюю и Северную Европу. Народ собирался преимущественно в поле или на площадях. Водили больше хороводы. В известные периоды года зажигались костры, кругом которых мужчины и женщины пели и плясали, прыгая через огонь в честь бога Беля и других.

О существовании некоторых танцев этого периода можно судить по тем полуобрядовым танцам, исполнявшимся до позднейшего времени, едва ли не до XVIII ст., и составлявшим явный пережиток языческой старины. Так, в при рейнских местностях парни и девицы при открытии весны тянули плуг, приступая к пахоте, и в это время пели и плясали.

По окончании жатвы и до сих пор, в некоторых частях Германии, оставляют нескошенные места, на которых жнецы пляшут и припевают: «Водан, Водан! Прими эту пищу для твоего коня!». Это обращение к Водану показывает, что и этому божеству совершались жертвоприношения.

Новый год и до настоящего времени встречается плясками с дубовыми ветвями в руках. Во Франции этот обычай существует и теперь, только дубовые ветви заменяются вечно зеленым растением самшит; пляшут и выкрикивают.

В песнопениях прославлялись подвиги героев, чествовалась скромность женщин и высказывалось уважение, которое следует питать к добродетели.

На такие разнообразные сюжеты у галлов и германцев была составлена масса песен, всегда сопровождавшихся танцами. Давались настоящие мимические представления, где выводились наружу пороки человеческие, ссоры с их последствиями, грубость, пьянство… Все это, конечно, происходило уже в более поздние времена, когда свет христианства уже проник в массы и сам народ умел уже разобраться в понятиях о добре и зле.

Однако, несмотря на любовь к развлечениям, танцы как искусство не могли получить никакого развития, потому что у первобытных народов, за отсутствием публичных зрелищ, не могло развиться чувство соревнования, а вместе с тем и совершенствования. Танцы исполнялись в их примитивной, наивной простоте. Плясали для собственного удовольствия, а не для того, чтобы доставить зрителям эстетическое наслаждение.

У северных народов в ранний период их развития существовал обычай во время сильных морозов зажигать костры перед дворами их королей и владык. Обыкновенно собирали в кучу еловые деревья; зажигали их, и от горевшей хвои при сильном огне происходил сильнейший треск. Тогда гревшиеся у костра вскакивали, хлопали в ладоши и прыгали кругом огня, то смыкая, то размыкая хоровод. Также прыгали через костер за призы, состоявшие из чаши крепкого напитка. Языческий праздник этот в последствии немного преобразился и известен нам как празднуемый накануне Иванова дня.

Из-за крайней скудности источников невозможно в точности установить, какого рода движения производились разными народностями во время их танцев в первые века христианства. Тем не менее, на основании сохранившихся отрывков песен и некоторых обрядов, были сделаны некоторые попытки к разъяснению этого вопроса.
Попытки эти, однако, ограничились только заключением, что большинство танцев исполнялось совместно многими участниками. Сольных или парных танцев почти совсем не было. В танцах невоинственного характера мужчины, держась за руки с женщинами, становились в крут, медленно двигаясь то вправо, то влево, затем останавливались и нагибались. Или же становились в один ряд и также, держась за руки, двигались, делая три шага вперед, три шага в сторону или назад; затем, после короткой паузы, нагибались и снова производили те же колебательные движения.

Это были довольно стройные хороводы, то сомкнутые, то разомкнутые, где темп движений соразмерялся или со звуками скромного инструмента, или с пением участвовавших в хороводе.

Из сказанного можно сделать заключение, что в доисторические времена малокультурным народам были уже известны многие формы танцевального искусства — формы, которые как бы преемственно вошли в домашний обиход до сих пор проживающих в Европе разнообразных народностей.

Rate this post