Танцы с мечами

танцы с мечамиТанец с мечами в разных вариантах, под разными названиями, держался в Германии до конца средних веков и даже позднее. В Любеке участвующие в пляске были наряжены в костюмы великих полководцев. В Англии плясали шуты с мечами, разыгрывая разные пантомимные действия.

Любимым развлечением был «танец мечей» у шведов и северных готов, которые исполняли его каждый праздничный день, под аккомпанемент флейты. Этот танец перешел и к гораздо позднейшим временам; о нем рассказано у Олафа Великого, архиепископа Упсальского. Он говорит, что у северных народов молодежь упражнялась в игре с танцами, состоявшей в прыганье между обнаженными мечами.

Юноши обучались этой воинственной пляске, предварительно учась у воинов владеть оружием. Этот шумный, бойкий танец, по словам Олафа, исполнялся со щитами и мечами, под звуки флейт, причем темп часто сменялся более быстрым и наоборот. До публичного исполнения «танца мечей», юноши целую неделю подготовлялись к этой пляске, сущность которой заключалась в крайне разнообразных фигурах, напоминавших греческий пиррический танец. По словам Олафа Великого, и духовным лицам разрешалось принимать участие в этих танцах, благодаря тому, что в них соблюдалось полное приличие и показывалась только ловкость участвующих.

Названный архиепископ сообщил несколько вариантов этого танца, исполнявшегося с разнообразными атрибутами не только воинственного, но и божественного характера.

Благодаря этому указанию, можно заключить, что и «танец мечей», имевший иногда и священный смысл, служил также и способом для гимнастического воспитания юношества, то есть для развития в нем силы и ловкости.

Традиции танца с мечами сохранились даже до новейшего времени — в разных местностях Европы. В настоящее время в Шотландии танцуют, который отличается от своего древнего прототипа тем, что его исполняют с мечами не обнаженными, а заключенными в ножны.

Танцуют его также в Австрии, в Зальцкаммергуте, где работники соляных копей исполняют его один раз в год, в последний день карнавала.

Подробное описание «танца мечей» встречается у многих писателей германских и шведских. Копья и мечи втыкались в землю рядами. Нередко обнаженные танцоры с удивительной ловкостью прыгали через симметрически расставленное оружие. Прыгали различно, нередко через три ряда мечей, воткнутых по окружности; затем брали в руки оружие, скрещивали его и вертелись в кругу, образуя то круглые, то шестиугольные фигуры; их называли «розами». Вынимая мечи и снова быстро втыкая их в землю, разнообразили форму фигур. Под конец становились друг против друга, совершая настоящий бой на мечах. После нанесенного удара, с изумительной быстротой отскакивали или назад, или в разные стороны. Пение и звуки флейт регулировали движения. Медленный в начале темп делался оживленнее и к концу пляски доходил до безумной быстроты.

До настоящего времени «танец мечей» исполняется еще в маленьком местечке Гвипуско, в Пиренеях. Писатель Пьер Лотти, видевший этот танец, уверяет, что он очень сложен и требует значительного мастерства при исполнении. Танцоры время от времени делают большие прыжки, причем громко звучат бубенчики, пришитые к кожаной обуви. В руках — заменяющие древние мечи короткие шпаги, которые исполнители скрещивают, стараясь поразить противника, причем движения, производимые участвующими, очень разнообразны.

Rate this post