Танцы Гормос

танцы гормосК числу общественных, публично исполняемых танцев мы причисляем гормос. Спорным является вопрос относительно того, кому посвящен был этот известный танец. Одни уверяют, что его танцевали в честь Аполлона, другие утверждают, что этот танец был посвящен то Артемиде, то Афине. Мы полагаем, что это был сложный, чисто общественный танец в честь разных божеств, учрежденный Ликургом, как средство для преклонения пред красотою форм человеческих. Для нас же он служит показа гелем того, как сами законодатели смотрели на появление обнаженных людей в публичном месте.

Гормос исполнялся совсем раздетыми мужчинами и женщинами. Когда Ликургу заметили о неприличии появления обнаженных на улицах, то законодатель ответил:
«Я стремлюсь к уравнению женщины с мужчиною. Оба пола — одинаковые граждане того же отечества. Для развития мужества, здоровья, добродетелей и величия души как мужчины, так и женщины должны одинаково приучаться к презрению предрассудков».

Танец состоял в том, что вперед выходил избираемый из наиболее ловких юноша; он делал разные движения, которые строго повторялись другими юношами, затем медленно, скромно выступали девицы, и молодежь обоих полов брала друг друга за руки, составляя кольцо. Звенья цепи то сходились, то расходились. Во главе шел водитель воинственной походкой; за ним следовала девушка, олицетворявшая своими движениями непорочность и грацию; затем следовали остальные пары. Молодые люди останавливались, обнимали друг друга, смешивались в разных фигурах, соперничая в грациозных позах. То была аллегория союза мужественности и скромности, которую Лукиан называет «танцем ожерелья».

Мелодия, под которую танцевали, была одна и та же для мужчин и для женщин. Разница же заключалась только в исполнении и в быстроте темпов. Юноши делали двойные па, а девицы простые.

Гормос был в одинаковом почете как в Спарте, так и в Афинах. Утверждают, что описанный Гомером танец, изображенный на щите Ахилла, был гормос; мы же полагаем, что в этом описании сказалось только богатство фантазии Гомера, а никак не действительность «баснословного» времени.

Rate this post