Школа танцев Айседоры Дункан

Айседора Дункан имеет школу танцев близ Берлина, в Грюневальде, основанную ею и ее сестрою. Она принимает туда бесплатно девочек всех национальностей и всех классов общества, начиная с пятилетнего возраста. Единственное условие для принимаемых: здоровье и нормальное сложение.

Преподавание начинается с гимнастических упражнений, которые необходимы для того, чтобы вызвать к жизни деятельность всех мускулов тела и тех, которые постепенно атрофировались у человечества, по мере того, как оно все дальше и дальше уходило от первобытной простоты движений.

Как пример можно указать на тазобедренные мускулы, развитие которых у античного человека достигало большой силы — и он имел как бы корсет из мускулов, между тем как у нас эти мускулы очень слабы.

Главный принцип преподавания г-жи Дункан в следующем: дать каждому члену тела свойственные ему движения, и притом законами этих движений должны быть законы естественного тяготения тела к земле. Другими словами, — в сопротивлениях естественному тяготению тела или его частей к земле, т. е. в движениях, должна чувствоваться прежде всего тяжесть движущегося тела или его частей. Так, например, при естественном поднимании руки снизу вверх кисть естественно опускается и висит пальцами вниз в силу своей тяжести.

При передвижении тела вперед, как при беге, голова откидывается невольно назад, как противовес наклоненному вперед телу.

В каждом естественном движении тело инстинктивно находит центр тяжести, и эти «инстинктивные» положения естественного равновесия должны лежать в основе танцевального искусства.

Правила движений
Делая шаг вперед, мы невольно производим следующие движения: став на полупальцы правой ноги и согнув в колене ее, переводим на полупальцы левую выпрямленную, причем она служит нам как бы рычагом, передающим тело вперед, и для удержания его в равновесии передвигаем левую ногу вперед.

Все движепия должны быть проникнуты спокойствием. Суетливые, поспешные движения не свойственны «языку души».

Движений в пляске должно быть по возможности мало.

В один момент должно делать только одно движение каким-нибудь одним членом, так как каждое движение должно использовать всю энергию тела в данный момент без остатка. Как пример этого «единства» и постепенности движений в природе возьмем движение дерева от ветра. Мы замечаем, что дерево начинает колебаться не все сразу, а постепенно. Сначала приходит в движение ствол, затем ветви и от них уже движение передается листьями.

Таким образом, например, поднимая руку вверх впереди корпуса, мы должны сначала привести в движение плечевой мускул, поднимая им предплечье, затем разгибаем локоть, развертываем кисть и, наконец, выпрямляем пальцы.

Как мы знаем, никакая энергия не теряется во вселенной, и энергия всех совершающихся движений в природе переходит в пространство.

Естественно совершающиеся движения человеческого тела всегда должны давать иллюзию как бы продолжения движения после фактического окончания этого движения.

Так, например, поднимая руку вверх в тех естественных стадиях этого движения, о которых мы только что говорили, основанных на логике законов естественного тяготения тела, — в конечной стадии этого движения, т. е. в разгибании пальцев, энергия переходит в пространство, причем концы пальцев служат как бы исходными пунктами ее, и в положении их должно сохраниться на некоторое время как бы стремление к дальнейшему, может быть, бесконечному движению вместе с оставившей их энергией. Ни одно движение не должно кончаться так, чтобы нельзя было вообразить дальнейшего, возможного пути этого движения. Другими словами, все движения должны носить характер прерванности, незаконченности.

Главный и единственный мускульный и волевой центр, повелевающий всеми движениями, есть корпус.

Руки же, ноги и голова должны быть в отношении корпуса безвольны, и единственное качество, требуемое от этих частей — свободное подчинение законам естественного тяготения. Упражнения для достижения этого состоят в свободном качании рук (при участии только плечевых мускулов), в «мотании» кистями, качании ноги, в сгибании, разгибании, нагибании и поворотах головы (идеалом этих движений головы может быть качание тяжелого цветка на тонком стебле).

Упражнения корпуса должны состоять из сгибаний, разгибаний и вращений корпуса. Затем следуют упражнения в сгибаниях и разгибаниях по прямым, кругообразным линиям всех конечностей.

Режим в ее школе Школа г-жи Дункан основана в 1904 г. на ее средства и теперь субсидируется образовавшимся вокруг нее обществом. Теперь в этой школе обучается около двадцати девочек от пяти- до пятнадцатилетнего возраста. Дети живут в строгом соблюдении гигиены. Все они закаляют свое здоровье всеми возможными средствами: они спят всегда с открытыми окнами, каждый день их начинается с гимнастических упражнений по новой системе, приноровленной для развития решительно всех мускулов тела.

Одежда их, одинаковая для всех, очень проста и состоит из легкой туники, перевязанной у талии, дающей совершенно свободный доступ воздуха к телу и абсолютно не мешающей движениям. Обуви нет никакой.

В предметы преподавания входяттанцы, все другие искусства и науки. Занятия распределены так рационально, что совершенно не утомляют их. Главное внимание в преподавании как научных предметов, так и искусств — обращение на то, чтобы все строго соответствовало возрасту, т. е., другими словами, чтобы требования никак не превышали сил учащихся.

Так, например, в преподавании танцев обращается внимание на строгую постепенность; если телу ребенка пяти лет свойственны такие-то движепия, то в этом возрасте необходимо построить все его пластические упражнения только из этих движений, а отнюдь не навязывать ему движений, свойственных более старшим возрастам, и т. д.

Школа г-жи Дункан имеет целью развить тело, душу и ум естественными путями, которые открывает нам природа при изучении ее зоологического, ботанического мира, законов ее физики.

Воспитанницы живут в постоянной близости с природой, проводя почти все время в большом парке, возле школы. В самой школе они видят всегда произведения античного искусства, которые в виде статуй и барельефов украшают во множестве их роскошные дортуары, классы и залы для игр.

Принцип преподавания пластики там состоит в следующем: отнюдь не надо выучивать те или другие красивые движения, надо развить все тело нормально, и тогда все движения его будут сами собой красивы, как все, что следует законам природы.

Rate this post