Сценические танцы

Сценические танцыСамым большим театром в Афинах был театр Диониса. Это громадное здание, в форме подковы, вмещало до 30 000 зрителей. Глубокая и широкая открытая сцена была предназначена для исполнения драматических пьес. Декоративная обстановка была трех родов: для трагедии — фасад дворца, с пятью дверями; для сатирических пьес — скалы и деревья; для комедии — площадь и улица с домами. На сцене — никаких аксессуаров. Она была совершенно пуста, чтобы дать полную свободу действий актерам. Вместо крыши — голубое небо.

Передняя часть сцены, служившая как бы связующим звеном между публикой и актерами, называлась «орхестра». Тут помещался хор и исполнялись танцы.

При такой обстановке происходили хореографические представления, состоявшие из разнохарактерных маршей, отрывочных мимических сцен с танцами, постановка и сочинение которых поручалось специальному начальнику хора, всегда очень уважаемому лицу. Впрочем балетмейстерами были и сами драматические писатели.
У многих исследователей греческой оркестики возникал вопрос: известен ли был в античной Элладе пантомимный балет как самостоятельное искусство? Ответы получались разноречивые, но большею частью отрицательные. Немецкий же ученый Виланд в своих комментариях к Лукиану прямо утверждает, что балет в Греции существовал, и в подтверждение приводит «брак Диониса с Ариадной», о котором мы уже говорили при описании домашних танцев на пирах. Мнение Виланда, однако, надо считать малообоснованным. Древние писатели нигде не говорят о цельных хореографических представлениях. Балетов, как мы их понимаем в настоящее время, тогда не было. Давались краткие мимические сценки с танцами — во время представления трагедии.

Сценические танцы производили иногда ошеломляющее впечатление на зрителей, благодаря реальной игре исполнителей. В афинском театре Диониса танец Эвменид действовал потрясающим образом на публику. Присутствовавший на спектакле ареопаг, умудренные в битвах воины приходили в такой трепет и ужас, что не выдерживали этого зрелища и бежали из театра. Исполнители-танцоры с поразительной правдивостью воодушевлялись в роли Эвменид, этих свирепых божеств, ниспосланных мстительным небом для наказания за грехи на земле.

Такому свидетельству нельзя не доверять, потому что оно исходит из разных серьезных источников, не вызывающих сомнения.

Публика охотно посещала театры и была очень взыскательна к артистам. От танцовщиков требовались специальные познания и предварительная очень сложная подготовка. Насколько велики были предъявляемые к ним требования, можно судить по диалогу Лукиана с Кротоном. Говорится, что человек, посвятивший себя танцевальному искусству, обязан обладать громадным запасом знаний. Он обязан знать историю своего народа, а также и сложную греческую мифологию со всеми подвигами и приключениями богов. История Египта и других государств должна быть ему вполне знакома. Кроме того, ему ставится в непременную обязанность изучить чуть ли не наизусть сочинения Гомера, Гесиода и всех лучших поэтов.

Согласно правилам Поликлета, фигура танцора должна быть среднего роста с пропорционально развитыми частями. Тучность не допускается; худоба также признается нежелательною, иначе артист может сделаться скелету подобным. Корпус танцора должен быть устойчив, но вместе с тем и гибок. Движения рук должны быть свободны и развиты, что особенно требуется для исполнения танцев Геракла и ролей Гермеса, Поллукса и др.

К недостаткам танцора относится отсутствие чувства ритма, то есть когда танцуют не в такт музыке или когда мимические жесты недостаточно понятны. Для того чтобы достигнуть совершенства, по мнению Лукиана, артист должен иметь возвышенные идеи, глубокое образование и большое знание человеческого сердца. Тогда только, глядя на хорошую игру артиста, зритель будет рукоплескать, видя на сцене самого себя.

Что касается театральных жестов, то, несомненно, существовали также жесты условные, традиционные. Знание их было обязательно как для профессиональных танцовщиков, так и для драматических актеров, которым приходилось не только усердно жестикулировать, но даже и танцевать в пьесах.

В греческом театре исполняли четыре категории танцев: 1) трагические (эвмелея), 2) комические (кордакс), 3) сатирические (сикиннис) и 4) лирические.
Эвмелея — спокойные танцы, служившие для выражения сердечных порывов и человеческих чувств. То были молитвы, возносимые богам против виновных или за несчастных, похвала добродетели или укор порокам, выражение сильных страстей и пр.

Эвмелея была танцем величественным, и ее связанные во всех частях движения сравнивали с полными экспрессии жестами оратора.

Квинтилиан преподавал ряд советов греческому танцору. Он говорил, что грудь не следует слишком выдвигать вперед, что бессмысленное махание руками не допустимо и что движения рук должны быть в обратном отношении с передвигаемыми ногами, то есть подъем правой руки должен соответствовать подъему левой ноги и пр., и пр. Читая эти правила, установленные до христианской эры, можно подумать, что они списаны с учебников, написанных современными учителями танцев. Насколько проникнута была художественным вкусом античная оркестика, видно из того, что она и до сих пор может служить лучшим руководством для наших балетных артистов.
Платон восторгался исключительно одной «трагической» эвмелеей. К числу вариантов и темпов эвмелей относятся: кеир-катапренес — с опущенными руками; кеир-симе — с открытыми ладонями; кеиро-калатофискос — с корзиной в руке; денное — величественный танец; эвмелея — танец трагический; эпибмея — танец групп (хора); гиппорхематисе — одновременно пели и танцевали; калифискос — «процессия корзины»; кринон — танец хора; порабенаи — танец вчетвером; схистас — танец, когда группы медленно двигали ногами.

Все перечисленные танцы не составляли, в сущности, самостоятельных хореографических упражнений. Это были разновидности все той же эвмелей, которым давали только особые названия, смотря по тому, при каких условиях и при каком числе участвующими пополнялись эти танцы.

В лексикон терминологии разных эвмелей можно включить еще ряд названий, но они, также как и перечисленные нами варианты, все-таки ничего не прибавят к выяснению вопроса о том, как в точности танцевали эвмелею, которую надо считать общим названием танцев строго классически величественного античного репертуара.

Rate this post